Кашмирский шиваизм

Тантра, брахманы, упанишады, Шива, Вишна (Кришна)... Обсуждение вопросов о индуизме

Ответить
Ветеран
Сообщения: 4099
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 349
Пол:

Кашмирский шиваизм

Сообщение zemleroika » 16 май 2019, 01:48

Тема для обсуждения направления
Основная идея направления - все в мире это проявления высшего Сознания (Абсолюта), которое в то же время превосходит мир. Это высшее сознание имеет два аспекта или принципа - пракаша (свет, сущность сознания) и вимарша (процесс осознавания), или Шива и Шакти.

Значимые тексты направления датируются 8-12 в.

Литературу делят на разделы «агама», «спанда» и «пратьябхиджня». Раздел агамы -это священные тексты, Шива-сутры (первый текст направления) и тантры ( «Малинивиджая», «Сваччханда», «Виджнянабхайрава», «Нетра» и другие). В даннных текстах даются основные положения, представления о мире а также "практические методы", например виды медитации, мантры, ритуалы.
В то же время направление признавало и основные священные тексты индуизма - упанишады, Бхагавад-гиту.

В разделах "спанда" и "пратьябхиджня" содержатся более детализированные философские рассуждения на тему, что из себя представляется реальность ("спанда") и что такое ее мистическое узнавание ("пратьябхиджня").

В процессе творения мира из первых принципов (таттва) порождаются следующие три. На уровне первых пяти таттв субъективный опыт не отделен от объективного.
Но затем появляется майя и ее шесть "покровов" (канчук), которые ограничивают сознание и создают возможность для индивидуального существования.

Как и в других направлениях индуизма высшей целью считается достижение мокши (освобождения от ограничений сознания или сансары). По мнению данного направления, обретение мокши обеспечивает узнавание Высшего сознания в себе.

Некоторые источники:
Шива-сутры
http://scriptures.ru/sutras/shivasutras.htm
Спанда-карика
http://www.advayta.org/binaries/file/news/f_536.pdf
Пратьбхиджня-хридайя
http://abhidharma.ru/A/Simvol/Indyizm/0034.pdf
Виджняна-бхайрава-тантра
http://wiki.shayvam.org/%D0%92%D0%B8%D0 ... 1%80%D0%B0

Ветеран
Сообщения: 4099
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 349
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение zemleroika » 17 май 2019, 00:59

Интересный момент - кашмирский шиваизм имеет много общего с тибетским буддизмом. И судя по всему они появились в одно и то же время в результате взаимовлияния индуизма и буддизма. Это неудивительно, учитывая соседней положение регионов и смены религии в тогдашних государствах на севере Индии.

Статья на эту тему - http://www.sutrajournal.com/the-tantric ... her-wallis

Ветеран
Сообщения: 4099
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 349
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение zemleroika » 20 май 2019, 13:50

Из комментария Джайдева Сингха к Пратьябхиджня-хридае про гуны и их связь с тремя шакти (возникающими на уровне первых таттв):

Пракрити обладает тремя составляющими (гунами): саттва, раджас и тамас (которые производят соответственно счастье(сукха), страдание(дукха) и заблуждение(моха)). Пракрити - это шанта-шакти Шивы, а гуны саттва, раджас и тамас, это грубые формы его джняна, иччха и крия-шакти.

Аватара пользователя
Иногда заходит
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 18:50
Репутация: 5
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение Maha Maya » 24 июл 2019, 16:34

Школы Кашмира (адвайта-шиваизм), вирашиваизма (шактивишиштадвайта) и шайва сиддханты (двайта-шиваизм) отличаются в отношениях души(дживы) и Бога, а также в отношении к анавамале.
К примеру, на Юге Индии в Тамилнаду, учении шайва сиддханты, 36 таттв созданы из прото материи майи... сама эта материя бестелесна. В отличие от вирашиваизма и кашмирского шиваизма, шайва сиддханта отделяет Арул Шакти от майи. Майя не шакти, а шакти не майя.
Более того, Арул Шакти Шивы, позволяет, в ходе эволюции, избавится от грязи 3 мал, в т.ч. майи.
Майя - это некая бестелесная прото субстанция, из которой развертываются 36 таттв.
Но дальше интереснее, это майя имеет два аспекта: шуддха майя и ашшудха майя. Из шуддха майи (0-левая таттва, не таттва вовсе!, а вечная сущность), которая есть бестелесная неосязаемая тьма, создаются первые 5 таттв: нада (называемая шива таттвой), бинду (шакти таттва), Садакья, Махешвара и Шуддха Видья. 6-й таттвой названа Ашшудха майя, которая связана с 0-левой таттвой и является её "вторым аспектом"...и вовсе не таттвой... Но номинально, она, как бы поставлена на позицию №6.
Тут нужно понимать, что Майя в шайва сиддханте, вовсе не таттва, а вечная сущность, автономная от Бога. Шайва сиддханта признает 5 вечный сущностей: Шива, джива, анавамала, майя мала и карма мала.
Согласно этому взгляду, Шива и джива не равны, и даже в мукти.... Кроме того,, анавамала - изначальная мала, корень прото материи майи, существует в мукти или освобождении души, но только в "неактивной форме"... Когда душа избавляется от анавамалы, сама анавамала не исчезает, т.к. она вечная сущность, а покоится в мукти вместе с освобожденной душой, но не влияет на неё, не привязана к ней, т.к. душа успела освободится от неё при жизни...
Согласно этой школе все 36 таттв созданы из Майи, в т.ч. "чистые таттвы" - они созданы из бестелесной тьмы, но в её чистом аспект (шуддха майя). Все чистые таттвы называются "ачит", т.е. лишенные сознания....а вся механика нада-бинду, тонкие аспекты Речи - все они "ачит", бессознательные миры, как и все 36 таттв. Это двайта шиваизм.
Поэтому, эта школа не признает теорию зеркал Кашмира или свернутого Парамашивы, трансцендентной природы, цепочку Ожерелья Кали, как цепочку сознания-миров, т.к. согласно её взгляду, весь этот ряд и формы Речи, созданы из прото материи майи и анавамалы, которые вечны...Они есть "ачит". Весь мир создан из автономной тьмы майи, а изначальная шакти, отделена от Майи.
Кашмирский шиваизм (адвайта шиваизм) признает любую речь, в т.ч. звуки "неодушевленных" вещей (мобильника), например, в Джаграде, как аспект спанды или изначальной вибрации Парамашивы, (трансцендентная природа), но, как бы, эта цепочка манифистации или "клонирования" шакти.
Двайта шиваизм не признает нашу физическую речь и даже аспекты чистых таттв, для них они "ачит"...
Т.к. Арул Шакти не соприкасается с Майей (формула=шакти не майя), но создает автономные от себя 36 таттв. Шакти здесь "средство" снять грязь малы и 36 таттв. Но Шакти не майя мала и не Майя.

Какие еще отличия:
- В Кашмире 6-я таттва названа Майя, на Юге 6-я таттва названа Ашшудха Майя. Кроме того, в Кашмире чистые таттвы не созданы из 0-левой шуддха майи. В Кашмире Майя является материальной причиной от Калаа до Придхиви (30 таттв). В Шайве сиддханте все 36 таттв, в т.ч. чистые, находятся под воздействием Майи.
- Порядок следования канчук и покровов также отличается. В Кашмире: калаа, видья, рага, каала, нияти. В Шайве сиддханте: Каала, Нияти, Калаа, авидья, рага...В вирашиваизме Пуруша 7-я, 8-я калаа, авидья, рага, каала, нияти.
- Для Кашмира Майя не есть автономная прото материя от Бога, а как бы сила самого Абсолюта и она присуща Шиве. Абхинавагупта критикует адвайту веданту Шанкару и его концепцию майи. Для Абхинавагупты Майя вполне познаваемая. Но для шайва сиддханты, Майя автономная сущность, как и все 36 таттв, есть автономные миры "ачит".
Следовательно, для для Кашмира все 36 таттв, есть трансцендентный Парамашива. Отсюда эстетика Кашмира.
Для шайва сиддханты все 36 таттв ачит и созданы из майи, корень которой в анавамале...
(П.С. Концепция анавамала на Юге напоминает мне антимир/бездну Мамлеева в "Судьбе бытия")
- В Кашмире анавамала понимается, как способность или привычка скрывать свою природу. Анавамала, по своей природе, не опасная и не губительная. Эта привычка сознания скрывать само себя. Анавамала согласуется здесь с теорией "незавершенности".
Другое дело, в шайва сиддханте, здесь анавамала куда более опасная и ей уделяется гораздо больше внимания. Анавамала вечная сущность, которая, как бы, окружает Парамашиву с изначальных времен. Она присутствует даже в мукти. Кроме того, души здесь отдельны от Бога, и мукти следует понимать в этом ключе. Мукти - это некое состояние, более или менее близкое Богу. Но джива и Шива - раздельны. Поэтому концепции анавамалы на Юге, мне так напоминают бездну по ту сторону Абсолюта Мамлеева у нас.

Что же до вирашиваизма, то он придерживается смешанной концепции, кое где соглашаясь с шайва сиддхантой, а кое-где с Кашмирским шиваизмом. Вирашиваизм известен, как шактивишиштадвайта. Концепции стхал, анга, линга. Существуют две силы эволюции и инволюции Kalasakti и Bhatisakti. Из Kalasakti исходят 6 шакти: чит-шакти, пара-шакти, ади-шакти, иччха-шакти, джняна-шакти и иччха-шакти. В Кашмире 5 сил, а в шайва сиддханте лишь 3 силы (иччха, джняна, крия)
Kalasakti - есть авидья майя. В отличие от шайва сиддханты, в вирашиваизме шакти = майя, более того, причиной эволюции является сама Kalasakti. Для шайва сиддханты, Арул Шакти или Ниджа Шакти у натхов, является средством борьбы против Анавамалы и 3 мал... Но в Вирашиваизме, Kalasakti - сама есть энергия эволюции, которая есть авидья и она пленит души, превращая их в души-атомы. Дживатман есть "ану", он становится "ану" от контакта с анавамалой, таким образом, создается множественность Атмана или атомы-души. Анавамала от "ану". Эта концепция встречается в основном в шиваизме, но также и в джайнизме.
В вирашиваизме Kalasakti обладает 6-ю энергиями. Здесь говорится о "сужении" иччха-шакти, джняна-шакти и крия-шакти, до создания 36 таттв.
Сужение Иччха-шакти или силы желания, создает анавамалу, т.е. атомическое состояние души. Это происходит еще до создания 36 таттв или 224 миров.
Сужение джняна шакти или силы познания, создает Майямалу или Майю. Это сужение также происходит до создания 36 таттв.. После "сужения" силы познания Kalasakti из двух аспектов Майи (шуддха майя и ашшудха майя) создается 36 таттв и 224 мира (бхуван)..
Тирумулар пишет, что шуддха майя является матерью, а ашшудха майя няней. Тирумулар делит майю на 3 вида: ma-mayai, mayai и o-mayai. Другая классификация: шуддха, ашшудха, пракрити.
Говорится, что из шуддха майи создает удовольствие, идеальное знание и чистые миры (бхуваны). Из шуддха майи созданы чистые таттвы 1-5, согласно шайва сиддханте и вирашиваизму. Шайва сиддханта считает эти мира "ачит" или миры чистой формы тьмы.
Кашмир отрицает данный взгляд. Согласно Кашмирскому шиваизму, из Майи созданы миры таттв 7-36, а миры 1-5 вне Майи.
Ашшудха Майя создает боль, ложное знание и нечистые миры (бхуваны). Из Ашшудха Майи созданы канчуки.
Также из Ашшудха Майи создается пракрити.
Эволюция Майи есть сами таттвы и миры. Поэтому, даже в шиве таттве, есть определенное количество бхуван (миров).
Важно однако, что до 36 таттв, согласно вирашиваизму, происходило сужение 3 шакти Kalasakti. Анавамала - сужение иччха шакти, создание атома-душ, Майи Мала -сужение джняна шакти, создание бестелесной прото материи (зародыш будущих 36 таттв и 224 миров), Карма Мала - сужение крия шакти, создание законов кармы, по которым, джива будет жить внутри 36 таттв и миров..
Эта взгляд вирашиваизма.
Но шайва сиддханта считает анавамалу, майя малу и карма малу - вечными бестелесными автономными сущностями, никак не связанными с Арул Шакти Шивы...

Ветеран
Сообщения: 4099
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 349
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение zemleroika » 24 июл 2019, 17:08

Maha Maya
Спасибо за ответ и развернутое дополнение.
Какое вам направление ближе и почему?

Аватара пользователя
Иногда заходит
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 21 июл 2019, 18:50
Репутация: 5
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение Maha Maya » 24 июл 2019, 22:06

zemleroika писал(а):
24 июл 2019, 17:08
Maha Maya
Спасибо за ответ и развернутое дополнение.
Какое вам направление ближе и почему?
Мне нравится Южная Индия больше, дравидская, а дальше я с Юга продвигаюсь на Север. Т.е.. чем Южнее, тем для меня интереснее выходит. Такая закономерность. Поэтому, у меня шайва сиддханта, вирашиваизм и таинственная религия-секта айявари чаще в блокноте. Но натхи и Кашмир, вамачара тоже интересны...
Шайва сиддханта и религия айявари самые Южные в штате Тамилнаду, там многие тексты написаны на тамильском, а не на санскрите, а вирашиваизм в Карнатаке.
Буддизм также с Юга на Север, а не с Севера на Юг.. Тхеравада в первую очередь, а потом продвигаюсь в Махаяну и Тибет....

Ветеран
Сообщения: 4099
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 349
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение zemleroika » 25 июл 2019, 00:14

Maha Maya писал(а):
24 июл 2019, 22:06
Поэтому, у меня шайва сиддханта, вирашиваизм и таинственная религия-секта айявари
А как понимают мукти в этих направлениях? Это прекращение реинкарнаций или необязательно?

Иногда заходит
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 авг 2019, 21:21
Репутация: 0
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение T-Tantra » 24 авг 2019, 21:39

zemleroika писал(а):
25 июл 2019, 00:14
Maha Maya писал(а):
24 июл 2019, 22:06
Поэтому, у меня шайва сиддханта, вирашиваизм и таинственная религия-секта айявари
А как понимают мукти в этих направлениях? Это прекращение реинкарнаций или необязательно?
насколько понимаю мукти которая дживан имеет значение абсолютное освобождение от иллюзии эго. а значит прекращается само воздействие сансары. человек вошёл в центр оси главного колеса.

Ветеран
Сообщения: 4099
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 349
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение zemleroika » 24 авг 2019, 22:14

T-Tantra писал(а):
24 авг 2019, 21:39
насколько понимаю мукти которая дживан имеет значение абсолютное освобождение от иллюзии эго. а значит прекращается само воздействие сансары. человек вошёл в центр оси главного колеса.
насколько я знаю, дживан мукта - это освобожденный при жизни, т.е. это не абсолютное освобождение.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5304
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1362
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение Марс_Пламенный » 25 авг 2019, 02:28

T-Tantra

Расскажите о своем знании тантры. Вы где-то учились?
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5304
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1362
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение Марс_Пламенный » 25 авг 2019, 02:30

zemleroika писал(а):
17 май 2019, 00:59
Интересный момент - кашмирский шиваизм имеет много общего с тибетским буддизмом. И судя по всему они появились в одно и то же время в результате взаимовлияния индуизма и буддизма. Это неудивительно, учитывая соседней положение регионов и смены религии в тогдашних государствах на севере Индии.

Статья на эту тему - http://www.sutrajournal.com/the-tantric ... her-wallis
Ну по сути, шиваизм это та же йога и та же тантра, только с религиозной оболочкой на тему Бога Шивы. А буддизм это эволюционировавшая в самостоятельную религию система практик йоги, со своей философией на тему освобождения, осознанности, единства природы сознания.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 4099
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 349
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение zemleroika » 25 авг 2019, 02:45

Марс_Пламенный писал(а):
25 авг 2019, 02:30
Ну по сути, шиваизм это та же йога и та же тантра, только с религиозной оболочкой на тему Бога Шивы.
В философских текстах кашмирского шиваизма какого-то упора на образ Шивы известный из пуран по сути и нет. Если что-то и встречается там, то сразу же объясняется что это все символы. И Шиву там легко можно заменить на термин вроде Сознания.

Но что касается, общего с тибетским буддизмом, судя по всему эти направления все же разошлись несколько в разные стороны.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5304
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1362
Пол:

Re: Кашмирский шиваизм

Сообщение Марс_Пламенный » 25 авг 2019, 02:55

zemleroika

конечно они разные. Я о том, что проглядываются взаимосвязи между ними, а разница в основном терминалогическая и в культурных образах и действиях.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Адрес email: руб.
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Индуизм»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: zemleroika и 2 гостя