Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Тантра, брахманы, упанишады, Шива, Вишна (Кришна)... Обсуждение вопросов о индуизме

Ответить
Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5254
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1341
Пол:

Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение Марс_Пламенный » 21 мар 2019, 03:43

Цитирую второго президента Индии - С.Радхкришнана. У него есть фундаментальный труд - Индийская философия. Состоящий из двух томов.

Земля и Небо – первые объекты поклонения во всем мире, – вначале рассматриваемые как независимые существа, вскоре вступили в тесные отношения. На Землю стали смотреть как на родящую мать, оплодотворяемую Небом. В гомеровских гимнах к Земле обращаются как к "Матери богов, супруге звездного Неба". Земля и Небо являются всеобщими родителями, которые дают жизнь всему созданному и даруют им средства существования. В Ригведе обычно обращаются к ним обоим как к двум существам, образующим одно понятие, ибо все, находящееся между ними, – солнце, заря, огонь, ветер и дождь – их отпрыски. Земля и Небо являются также родителями людей и богов.

Варуна – бог неба. Это название образовано от корня "вар" (vr) – покрывать или охватывать. Этот бог соответствует Урану древних греков и Ахурамазде Авесты.

Солнце – глаз Варуны, небо – его покров, буря – его дыхание. По его велению текут реки, светит солнце; страшась его, проделывают свой путь луна и звезда. По его закону Земля и Небо существуют отдельно друг от друга.

Варуна поддерживает материальный и моральный порядок. Он не капризный бог, а "дхритаврата", решительный бог. Его приказам повинуются другие боги. Варуна всеведущ, и поэтому ему известны полет птиц в небе, путь кораблей в океане и направление ветра. Ни один волос не может упасть без его ведома. Варуна – верховный бог, бог богов, суровый к провинившимся и милостивый к раскаивающимся. Он поступает согласно вечному закону нравственного мира, который им установлен. Тем не менее, в его власти прощать тех, кто противится его воле. "Он милостив даже к свершившему грех".

Почти во всех гимнах, обращенных к Варуне, мы находим молитвы о прощении греха, полные признания своей вины и раскаяния. Они показывают, что арийские поэты имели представление о бремени греха и о молитве.
http://psylib.org.ua/books/radha01/txt02.htm#4

Эти тезисы показывают, что:

1) Молитвы и просьбы об избавлении греха были уже в глубокой древности, и характерны были для разных народов. Судя по всему идея искупления греха через молитвы была и в древнем Иране и в Древней Греции и в Индии.

2) Предпоследний абзац в цитате, говорит такими же словами как и Дао Дэ Цзин. Вероятно, именно поэтому не могут и найти исторического автора текста, потому что, все эти записи с большой вероятностью могли быть заимствованы из Индии. Автор - Лао Цзы, в дословном периводе звучит как - "Старик Мудрец". Возможно эти записи были заимствованы не дословно, а идейно, как общие образы главенства Неба в судьбе мира и его управлении всей природой. Здесь можно было бы поставить знак равенства между Небом в Дао и Варуной.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 3995
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 337
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение zemleroika » 21 мар 2019, 14:28

да, у Варуны очень интересный образ в ведах. Хотя чаще говоря о главном боге, называют Индру или Агни, из-за большего количества упоминаний, но у Индры функции больше связаны наверное с физическим миром, а у Варуны с основами мира. Правда, что характерно для вед, практически все божества могут отождествляться друг с другом.

Еще часто встречается пара Варуна и Митра которые оба называются поддерживающими порядок, творцами и т.д., что напоминает мифы других народов о братьях демиургах.

По поводу отождествления с Небом, то в ведийских гимнах Варуна (и Митра) это скорее силы упорядочивающие мир, а не персонификация Неба, как пространства. Сходство с Ураном наверное осталось от более древнего периода праиндоевропейцев.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5254
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1341
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение Марс_Пламенный » 21 мар 2019, 16:46

zemleroika

Да, интересно именно то что он первоначально в Ригведе упоминается именно как Бог неба. Потому что если читать даосизм и Лао Цзы, там про Небо постоянно упоминается.

Для меня эта схожесть очень ценное открытие.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 3995
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 337
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение zemleroika » 21 мар 2019, 17:22

Марс_Пламенный писал(а):
21 мар 2019, 16:46
Потому что если читать даосизм и Лао Цзы, там про Небо постоянно упоминается.
Люди заметили повторяющиеся природные циклы - смена дня и ночи, сезонов, и то что они наиболее четко проявляются у небесных явлений. И сделали вывод, что существует закономерности, естественный порядок вещей, которому небесные явления, светила следуют и одновременно порождают его. Потом эти идеи экстраполировались в философском ключе на все проявления жизни.
в Ригведе упоминается именно как Бог неба.
В Ригведе как персонификация неба упоминаются и другие божества, например Агни, Адити, и Небо присутствует само по себе.

Варуна тут скорее как аспект связанный с проявлением высшего закона, еще же четкая ассоциация с водами, в индуистскую эпоху и сейчас это уже в первую очередь бог воды, которого просят о дожде.

Тут еще можно вспомнить параллель Энки в шумерской мифологии и связь того с океаном Абзу и силами "ме".

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5254
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1341
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение Марс_Пламенный » 22 мар 2019, 01:29

zemleroika

Правда теперь довольно странно понимать религию вообще.

Раньше я предполагал что греческие, египетские мистерии получены от Богов, или там знания шумеров от Богов переселенцев.

Радхакришнан же нивилирует этот момент. Представляя причины для появления Богов, как чисто природные явления.

Но с другой стороны, мир все равно создан и порождается силами природы и космоса, и все это достаточно таинственно и божественно по своей сути. В силу того что сложнопознаваемо. Хотя, кто знает. Мистификация природных вещей может это порок? Проявления невежества?
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 3995
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 337
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение zemleroika » 22 мар 2019, 01:49

Марс_Пламенный писал(а):
22 мар 2019, 01:29
Но с другой стороны, мир все равно создан и порождается силами природы и космоса, и все это достаточно таинственно и божественно по своей сути. В силу того что сложнопознаваемо. Хотя, кто знает. Мистификация природных вещей может это порок? Проявления невежества?
а в чем тут невежество? по-моему больше невежества во взгляде на эти силы как на нечто примитивное и приземленное.

Ветеран
Сообщения: 3995
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 337
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение zemleroika » 22 мар 2019, 04:03

Если человек наблюдает какое-либо явление, настраивается на него и узнает что-то, делает выводы, то это вполне себе общение, ничем не хуже чем с гипотетическими пришельцами

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5254
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1341
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение Марс_Пламенный » 22 мар 2019, 05:34

zemleroika

Невежество может быть как в случае не понимания этих процессов, так и в случае идеализации каких-то процессов.

Здесь нужна золотая середина. Осознанное восприятие и познание природы.

Никто не говорит о том, что солнце или небо примитивно. Однако, многие считают что есть какой-то ответственный Бог, который чего-то должен людям, решать их проблемы, помогать, исцелять, прощать, и желательно устроить вообще легкую жизнь без трудностей.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 3995
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 337
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение zemleroika » 22 мар 2019, 13:03

Марс_Пламенный писал(а):
22 мар 2019, 05:34
многие считают что есть какой-то ответственный Бог, который чего-то должен людям, решать их проблемы, помогать, исцелять, прощать, и желательно устроить вообще легкую жизнь без трудностей.
Это неправильный взгляд с точки зрения любой религии, хотя да, это почему-то часто встречается: "если Бог не выполняет просьбы, значит нет оснований в него верить"

Но видеть мистическое и божественное в окружающем само по себе не искажает восприятие.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5254
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1341
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение Марс_Пламенный » 22 мар 2019, 13:41

zemleroika писал(а):
22 мар 2019, 13:03
Но видеть мистическое и божественное в окружающем само по себе не искажает восприятие.
А разве обязательно видеть это как мистику? Почему бы не естественный природный процесс?
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 3995
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 337
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение zemleroika » 22 мар 2019, 13:46

Марс_Пламенный писал(а):
22 мар 2019, 13:41
А разве обязательно видеть это как мистику? Почему бы не естественный природный процесс?
ну мистика в том, что многое неизвестно, о том как происходят естественные процессы)

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5254
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 1341
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение Марс_Пламенный » 22 мар 2019, 13:49

zemleroika

а что такое мистика? Трепет души или трепет эго и кайф от неизведанного?
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 3995
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 337
Пол:

Re: Варуна. Культ Неба. Первоистоки христианства и даосизма.

Сообщение zemleroika » 22 мар 2019, 13:56

Марс_Пламенный писал(а):
22 мар 2019, 13:49
а что такое мистика? Трепет души или трепет эго и кайф от неизведанного?
трепет чего-то, не думаю, что только эго.

Адрес email: руб.
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Индуизм»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя