Представьте себе комнату, в которой посередине стоит светильник. Сама лампа - это свет сознания. Он нейтрален, неизменен и лишен всякого рода образов и иденификаций. Он просто светит, просто выполняет свою функцию.
А вот вокруг лампы, представим что есть каркас из реек и бумаги:
И на нем есть изображения чего-то. Иероглифы или силуэты животных. И когда лампа горит. То эти образы вынужденно высвечиваются на поверхности стен комнаты.
Это вот пример, как происходит воспроизводство сознанием глубинных концепций на поверхность наблюдемого мира.
Кармически, мы так устроены, что наблюдаем в своей жизни то, что присутствует на стенках нашего светильника сознания. И изменить что-то глубоко внутри себя довольно трудно. Людям приходится годами, десятилетиями воспроизводить одни и те же ситуации.
Теперь перейдем к тому, что такое Алая Виджняна.
В переводе это все-сохраняющее сознание, сокровищница сознания.
Я не могу достоверно точно, на данный момент, сказать чем является реальность - объективной средой, или субъективной проекций, или объективной средой воспринимаемой через субъективные проекции. Я еще продолжаю проводить исследования на эту тему.Это одно из ключевых понятий философии буддийского идеализма йогачаров-виджнянавадинов, означающее особый вид сознания, в котором хранятся «семена» предыдущих опытов и которое в свою очередь является «фоновым» фактором опыта в настоящем времени.
Концепция алаявиджняны была призвана решить одновременно две задачи: во-первых, реализовать потребность йогачаров в Абсолюте, притом иным путем, чем тот, который осуществился в учении мадхьямиков о «статической» Пустоте (шуньята), и, во-вторых, объяснить действия закона кармы, которое недостаточно «обеспечивалось» картиной мгновенно-точечных дхарм, не позволявших понять, каким образом и в чем аккумулируются результаты прошлых деяний, должные плодоносить в настоящем и будущем.
Но, уже точно можно сказать, что понимание Алая Виджняна - дает понимание каким образом человек воспринимает наблюдаемый мир и насколько высока роль его индивидуальных накоплений в том, что он будет видеть в своей жизни.
Иными словами, наши события и отношение к ним зависят от того насколько мы чисты энергетических и психологически. Это как фотоаппарат в котором есть объектив и зеркало и матрица. Уровень сознания это качество матрицы. Концентрация и сосредоточение это зеркало. И мировоззрение, объем знаний, состояние психики - это линзы объектива. Если они загрязнены или имеют нарушения - все видение искажается и человек совершает ошибочные действия.
В чем заключается задача практикующего?
Устранять омрачающие и негативные влияния, происходящие преимущественно внутри из-за неправильного управления вниманием и ресурсами. Нужно научиться настраивать и исправлять свои состояния и проводить регулярную очистку. И оберегать себя от проникновения повреждений, каких-то стрессов, которые оставляют глубоко внутри сгустки противоречий.
И хотелось бы более детально рассмотреть саму сокровищницу сознания.
Я бы предложил воспринимать это как некие примеси и сгустки внутри энергетической сущности сознания. Некоторые накопленные переживания и впечатления. Но именно они и высвечиваются чистой природой сознания и порождают в человеке фундаментальные процессы восприятия себя и восприятие мира относительно себя.
Именно эти накопления являются и главной причиной самоидентификации, осознания своей индивидуальности.
И конечно же, если человек начинает усилять свое Я, выражать свою индивидуальность - он укрепляет и увеличивает вот эти накапления внутри А-В. Взращивает их. Это называется самость.
Говоря о душе, некоторые пишут что буддизм не принимает душу, а точнее считает что природа сознания и индивидуальность это раздельные вещи. А в христианстве душа воспринимается как комплекс частички духа (природы сознания) + индивидуальное содержание. И предполагается что душа бессмертна и создана Богом.
В буддизме это не так. Индивидуальность человека не воспринимается как что-то бессмертное, ни тем более созданное Богом. Так же как почка на дереве весной происходит благодаря заложенным в природу программам, так же происходит процесс развития самости, индивидуальности.
И для нас , практически важный момент здесь в том, что сознание и индивидуальность могут гаснуть, истощаться, портиться в своем качестве или наоборот усиливаться.
Наиболее сложная и вредная привычка - это накачиваясь энергией в результате медитативных или эзотерических практик - солидная часть из них автоматом идет на усиление самости. Человек явно ощущает себя сильнее, мощнее. А вместе с этим все его кармические заморочки усиливаются и всплывают в потоке событий более явно.
Еще одна ошибка, это когда медиативные практики приводят к успокоению и к ощущению ложной чистоты и ясности. Как будто бы все хорошо, чисто, и все сбалансировано. Такие временные состояния могут создавать иллюзию того, что человек достиг какого-то состояния просветления или внутренней чистоты.
Но, стоит ему отвлечься и из накопленных внутри состояний на поверхность психики и событий могут выплыть все те же самые пороки и проблемы, которые были ранее. То есть. Временные состояния гармонии и покоя могут снизить бдительность и сосредоточенность, показать что все как будто бы хорошо.
И здесь надо быть очень аккуратным. Настоящая внутренняя глубинная проработка накоплений - требует большой и усердной, многолетней работы.
Нирвана достигается благодаря «обращению алая-виджняны» (ашрая-паравритти: букв. «обращение основы»). Та же идея передаётся выражением алая-самуггхата или «искоренение алаи», использующемся в палийском каноне как синоним нирваны. Здесь следует также помнить, что еще одним синонимом нирваны является ан-алая («не-алая»).