ПУТЬ ОСОЗНАННОСТИ(на индийском языке"Сатипаттана")-Инструкция и комментарий.

Будда, далай-лама, дхарма, карма, Тибет... Обсуждение вопросов о буддизме

Ответить
Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 13 сен 2018, 13:55
Репутация: 78

ПУТЬ ОСОЗНАННОСТИ(на индийском языке"Сатипаттана")-Инструкция и комментарий.

Сообщение Николаев Игорь » 26 дек 2018, 14:14

ПУТЬ ОСОЗНАННОСТИ(на индийском языке"Сатипаттана")-Инструкция и комментарий.

Как медитация, Сатипаттхана охватывает больше, чем любой другой метод, о котором мы говорим в этой книге. Это полная психологическая система самопознания, и ее сила будет влиять на жизнь практикующего 24 часа в сутки.
Сначала наша практика Сатипаттханы будет выполняться на регулярных заседаниях (со скрещенными ногами или в кресле), за этим исключением: нас попросят часто тщательно исследовать нашу позу и наше настроение в течение дня, а не исправлять их в В любом случае, но только чтобы осозновая знать о них.
Так много в нашей занятой жизни проживается бессознательно. Пока мы чистим зубы, мы мечтаем; когда мы бреемся, мы строим планы и часто не вспоминаем, брились мы или нет. И когда мы вспоминаем, сколько мы добавляем в память, приукрашивая голые факты, пока они не будут узнаваемы!
Дзен говорит: «Во время еды должна быть только еда. Размышляя, должна быть только мысль », и добавляет:« Когда мы голодны, мы едим, когда устаем, мы спим ». Разве это не то, что мы все делаем? Нет, тысячу раз нет!Когда мы едим, мы даже не пробуем, потому что ум блуждает. И одна мысль бесконечно ведет к другим мыслям, начиная длинные цепочки ассоциаций, которые заканчиваются привязанностью и цеплянием, принося страдания на их пути. Таким неосознанным образом мы создаем нашу карму, неизбежные реакции, которые следуют за действиями и приводят, в частности, к ухудшению здоровья. Когда Кришнамурти говорит о «осознанности без выбора», он подразумевает восприятие без реакции, просто осознавая, что происходит.Чтобы испытать такое осознание, мы должны быть временно лишены мотивации, в то время как задыхающееся сердце, полное желаний и мечтания, бегущее за каждым желаемым объектом, видит все через экран собственных интересов.
Сатипаттана поощряет, даже заставляет, осознание того, что происходит внутри, а также в окружающем мире. Мы просто отмечаем это, без осуждения или одобрения. Если ум находит это "приятным", мы принимаем к сведению это; вот и все. И все же, в рамках четырех категорий (которые постепенно сокращаются, чтобы стать одной всеохватывающей классификацией), включены все вещи-наши мысли, реакции и ощущения.
Через некоторое время, наши постоянные “посиделки” в Сатипаттхана становится почти ненужным. Мы все время занимаемся медитацией.
«Это не медитация, которая приведет к транс-состояниям. Это очень усиливает наше чувство «здесь и сейчас», так как мы неизбежно узнаем, что заставляет нас отмечать, что обманывает ум и как мы действительно реагируем на мир каждый день и ночь. Это может изменить нашу ошибочную самооценку. Короче говоря, это устраняет заблуждение и иллюзию.
«Пустая осведомленность» - это основа Сатипаттаны, и это совершенно новый подход для большинства из нас. Ищем ли мы просто целительные эффекты такого всеобъемлющего посредничества или приветствуем ли мы просветительские эффекты, которые с ним связаны, нет более полезной практики, которой мы могли бы следовать.
Мы начинаем практиковать, наблюдая за своим состоянием ума и осознавая свою позу, не исправляя ее, в течение дня и ночи. Вскоре мы замечаем, что между ними существует определенная связь. Легко увидеть, как состояние ума влияет на осанку; измученный человек спешит всюду, согнувшись, не осознавая этого.Немного сложнее понять, что то, как мы сидим, стоим и ходим, повлияет на наше состояние ума и мироощущение.Практика дзен придает особое значение позе во время дзадзэн («сидение» или медитация дзен), и в храме монах ходит с большой палкой, называемой «кейсаку», чтобы убедиться, что сиделка не забывает сидеть правильно! Это удачное напоминание. Дзен говорит, что когда вы падаете, вы, вероятно, мечтаете; Практика дзен - это упражнение в «познании». Очевидно, что большая часть дзен в первые дни была получена из Сатипаттханы, «Пути осознанности». Краткая история может проиллюстрировать это:
После пятнадцатилетнего обучения у своего Дзен Мастера, дзенскому монаху было дано полное одобрение (Инка), и ему позволили выходить учить самостоятельно. Вернувшись навестить своего хозяина в один дождливый день, он аккуратно положил свой зонт и деревянные сабо (японцы не носят голоши, чтобы не пропустить воду, они ходят по нему на сабо) аккуратно на полу в прихожей, прежде чем войти в комнату, где его ждал мастер.
«Вы поместили свой зонт на правую сторону ваших сабо или слева?» - приветствовал хозяин посетителя.Пораженный громом, новый учитель отчаянно пытался вспомнить, но не мог. Он потерял свою "24-часовую осознанность", столь важную в Дзен. В результате он бросил своих учеников и вернулся к своему старому мастеру еще на десять лет!
Это драматический экскурс в значение "истинного осознания"."Не все из нас стремятся к Дзен-просветлению, хотя это может быть и неплохая идея, но наше здоровье и благополучие в значительной степени зависят от того, являемся ли мы хозяином самого себя или просто куском обломков кораблекрушения, бесцельно брошенным туда-сюда.

ИНСТРУКЦИЯ

Предварительно, с интервалами в течение дня, мы должны следить за нашей позой и нашим состоянием ума; в начале, последнее может быть труднее определить, чем предполагается. Затем, когда мы готовы приступить к официальным заседаниям, мы занимаем свое место (со скрещенными ногами или в кресле) и тратим время (возможно, 10 минут) на каждую из следующих четырех категорий:
1. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К ТЕЛУ. Мы наблюдаем за подъемом и опусканием диафрагмы при дыхании, тем самым становясь внимательными к телу. Мы дышим естественно, не считая вдохов. Диафрагма поднимается и опускается; мы дышим или дышим. Иногда это долгий вдох, иногда короткий. Как говорят учителя: "если это долгий вдох, пусть будет так. Если короткий вдох, хорошо и пусть будет."Мы ничего не меняем, мы просто осознаем свое дыхание. И в течение дня мы отмечаем нашу позу, таким образом, помня о теле.
2. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К ОЩУЩЕНИЯМ. Теперь мы обращаем наше внимание (еще на десять минут) на ощущения, внутренние и внешние, которые мы испытываем. Заметив, как задняя сторона стула касается спинки, мы начинаем ощущать легкую кислинку в желудке. Легкий ветерок касается щеки, и мы замечаем его, все ощущения или чувства просто замечены.
И каждый раз, когда мы осознаем какое-либо ощущение, мы также отмечаем, приятна ли реакция, неприятна или просто нейтральна. Вот как работает ум; он классифицирует. Поэтому", смотрим его классификацию. Делая это, в один прекрасный день мы можем иметь внезапное понимание того, что мысли имеют свою собственную жизнь; мы наблюдаем за ними и понимаем, что “мы” не мысли. Это будет иметь большое влияние.
3. ОСОЗНАННОСТЬ СОСТОЯНИЯ УМА. Это самая сложная из четырех категорий. В течение примерно десяти минут мы анализируем наше состояние ума, которое постоянно меняется. Мотоцикл издает громкий шум снаружи, пугая нас, и мы замечаем: "ум с раздражением."
Мы становимся беспокойными, чувствуя, что медитация никогда не закончится, и мы просто делаем заметку: «нетерпеливый ум». Мы можем даже задаться вопросом, имеет ли вся эта практика какое-либо значение, поэтому мы отмечаем: «сомневающийся ум». Ничто не ускользает от нас. И мы стараемся следить за нашим состоянием ума в течение дня, наряду с нашей осанкой. Это практика, которая действительно ведет к непривязанности, даже к нашим собственным мыслям и настроениям.
4. ОБЪЕКТЫ РАЗУМА. Мы сидим еще десять минут, практикуя эту самую всеобъемлющюую категорию. Это ближе всего к практике Дзен и привлекает больше, чем другие категории, к тем, кто имеет интеллектуальную склонность.
На самом деле, все восприятия и все мысли являются “объектами ума".- Мы слышим шум снаружи и замечаем его. Видя перед собой ковер, мы сознательно помним о нем. Внезапное воспоминание вспыхивает в уме, и мы наблюдаем его. Если мы рассматриваем ум как “Шестое чувство" в буддийской манере, то все, что приходит к нам через чувства, является “объектом ума"."Нелегко сделать заметку о каждом восприятии, не говоря уже о мысли, но с практикой мы сможем это сделать.
Следует отметить, что номер 2 - «Осознанность ощущений» - и номер 4 - «Объекты разума» - несколько перекрывают друг друга. В совместной практике мы сделаем это, не только отмечая ощущения, но также чувственные восприятия и мысли и, каждый раз, отмечая, приятна ли реакция, неприятна или нейтральна.

КОМБИНИРОВАННАЯ ПРАКТИКА. Познакомившись с четырьмя категориями по отдельности, теперь мы попытаемся объединить их в реальной практике Сатипаттханы. Мы будем сидеть 40 минут или час.
Наше основное внимание будет сосредоточено на дыхании, подъеме и падении диафрагмы, и мы будем возвращаться к нему каждый раз, когда временно не действует другая осознанность.Сидя, следя за дыханием и осознавая позу, ум готов получить любое другое впечатление.Приходит мысль, и мы замечаем ее как “объекты ума", и, поскольку в данном случае она довольно сильно стимулирует ум, мы смотрим на состояние ума, которое мы находим одним из ожиданий. Мы отмечаем" выжидательный ум “или" нетерпеливый ум". Сквозняк из окна посылает холод через нашу систему, и мы отмечаем чувство и тот факт, что это неприятно. Кто был настолько глуп, чтобы оставить окно открытым? Мы делаем пометку:" ум с негодованием" — наше чувство по отношению к неизвестному злоумышленнику.
Мы заранее решили посидеть один час, но прошло всего пятнадцать минут, и нам стало не по себе. Отмечая дискомфорт и тот факт, что он «вызывает недовольство», мы немного меняем свою позицию, чувствуя вину за то, что делаем это: «ум с чувством вины». Затем вернемся к наблюдению, как дыхание поднимается и опускается - наша основная медитация.
И так продолжается, никогда не останавливаясь. Со временем мы будем выполнять эти категории автоматически днем и ночью, и они могут влиять и на наши сны. Регулярные заседания полезны, но медитация Сатипаттхана продолжается все время.

КОММЕНТАРИЙ

Эффект от практики Сатипаттаны поражает. Впервые мы видим, как мы на самом деле работаем; впервые у нас есть самопознание. Эта медитация, в начале, может ударить человека, как бомба. Один студент автора заявил, что внезапно он увидел всю свою жизнь перед глазами, как ускоренную кинохронику! Большие изменения должны были произойти в ближайшее время в студенческой жизни.Психологически, все виды бессознательного невроза могут распасться с этой практикой. Автор слышал, как студенты рассказывают, как исчезла их аллергия и их страхи.Может быть достигнуто сильное осознание непостоянства; нежелание признать это непостоянство является великим источником страдания. Мы можем даже осознать нашу собственную несогласованность, наши внезапные настроения и наше постоянное суждение обо всем, что происходит. Один гештальт-психолог, который учился с автором говорит, что он сейчас использует Сатипаттхана в своей практике. Казалось бы, это имеет большое значение в области психиатрии и психологии.
Эта медитация помогает исцелить больной ум. Заблуждение приносит жажду, за которой следует ревность или ненависть в той или иной форме, поэтому освобождение от заблуждения очень желательно. Автор полагает, что Сатипаттана во многом является "Царем" медитаций и вполне практична для нашей обыденной повседневной жизни. Соответственно, вполне вероятно, что все будущие медитирующие найдут в нем что-то ценное, даже если они намерены сосредоточиться на других медитациях.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Буддизм»