Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Будда, далай-лама, дхарма, карма, Тибет... Обсуждение вопросов о буддизме

Ответить
Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 4986
Зарегистрирован: 07 окт 2017, 17:22
Репутация: 1420
Пол:
Забанен: Бессрочно

Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Сообщение Аленький_цветочек » 10 июл 2018, 12:25

Наткнулась на статью о Буддизме, в которой прочитала представления о душе в разные направлениях Буддизма. То, что сам Будда отрицал наличие души, стало для меня откровением. Честно говоря, настолько привыкла думать, что не только у человека, но и у всего живого есть душа, что меня это ввергло в какой-то ступор. Может, я что-то не так поняла? Статью выкладываю здесь.

Различные взгляды на феномен души

Наставник Тхеравады (одной из школ буддизма) Валпола Рахула говорил о том, что это религиозное течение отрицает существование души, и в этом заключается одна из его особенностей. Идея о том, что она присутствует в человеке, ошибочна и порождает различные вредные мысли, вызывает эгоистические желания, тщеславие и страсть.

В других направлениях — Махаяне и Ваджраяне — благосклонно относятся к версии о реальности духовного мира. В трактате, написанным древнекитайским философом-буддистом Мо-Цзы, утверждается, что жители Поднебесной с давних времен верили в существование духа.

В процессе великого освобождения, когда лама читает перед умирающим ритуальные тексты, он заботится о душе человека. В время похорон его проводят через все фазы бардо (промежуточного состояния) – от момента, когда дыхание останавливается, и до того времени, когда начнется перерождение души усопшего заново. После перевоплощения она продолжает вращаться в круговороте рождений и смертей.

Таким образом, понятие души в буддизме следует рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от того, какой теории о духовном мире придерживается и что проповедует тот или иной адепт в духовной сфере, учителей разделяют на такие категории:
  • Наставник, верующий в вечность. По его мнению, душа вечна, она существует и после смерти.
  • Наставник, выступающий материалистом. Он уверен в том, что душа временна и уничтожается после смерти человека.
  • Наставник, отрицающий существование как постоянного, так и временного духа. Этот учитель – Будда.
Мнение Будды

Согласно учению легендарного основателя религиозно-философского течения, нет оснований питать иллюзии относительно вечной души (атмана). Причина этого заключается в том, что слова «я», «душа» и «личность» на самом деле играют роль терминов, прямо не обозначающих независимую сущность.

Таким образом, не имеет смысла культивировать веру в духовный мир, создавший самого себя и способный на переселение в другую телесную оболочку. Мысль о том, что в нашем (или каком-либо другом мире) может быть что-то незыблемое, не находит понимания у буддистов.

До наших дней дошла история о том, как Будда реагировал на слова Ваччаготты. Этот бродячий отшельник прямо спросил учителя, существует ли атман. Духовный наставник промолчал.

Ваччаготта расценил это как отрицание существования души и вновь обратился к нему с просьбой подтвердить это. Но Будда оставался безмолвным. Ваччаготте не оставалось ничего другого, как уйти, не получив никаких ответов на свои вопросы.

Тогда Ананда, один из главных учеников Будды, поинтересовался, почему Ваччаготта не услышал от него ни слова. Наставник пояснил, что он не мог ответить ни «да», ни «нет» по одной простой причине.

В случае любого из ответов он автоматически становился на сторону тех, кто либо верит, либо не верит в вечность духовного мира. Поскольку Ваччаготта запутался в своих умозаключениях, слова Будды могли еще больше дезориентировать его.

Бесполезность рассуждений

Искать духовность в самом человеке – все равно, что пытаться обнаружить некий виртуальный предмет в темной комнате. Так как принимающие участие в поисках не понимают, что его там нет, все их попытки не принесут желаемого результата. Тем более, что они четко не представляют себе объект поисков.

Таким людям Будда рекомендовал прекратить заниматься заведомо бесполезным делом, сосредоточив свои усилия на постижении того, что происходит в окружающей действительности.

Необходимо работать над собой, полагал он. Только в случае достижения совершенства можно обрести способность осознать существование духовного мира или признать факт его отсутствия.

Будда считал иллюзорными рассуждения о духовности. Он понимал людей, верящих в существование какого-нибудь отдельного духа, однако объяснял их веру неведением. А также тем, что им очень хочется оказаться после своей кончины в раю и там получать неземное удовольствие.

По его мнению, заблуждение человека состоит в том, что он занят поисками в себе отдельной личности и не обращает внимания как на «блаженство праведности», так и на «бессмертие истины».

Положение о безличности

Сам же Будда продолжал придерживаться мысли о том, что материальные тела (дхаммы) лишены духа. Это в полной мере относится и к такому явлению, как ниббана, представляющему собой состояние «угасания огня».

Просветленный противопоставлял разным теориям учение, которое называл «anattā». Термин означает «лишенный духа, эго», то есть безличный.

Для лучшего понимания учения следует учитывать, что на пути к самореализации существуют определенные препятствия. Речь идет как о теории, гласящей о существовании духовного мира, так и о системе идей, которая отрицает дух. Обе они основаны на ошибочном положении «Я есть».

Осознать, что такое учение безличности, можно путем объективного рассмотрения вещей. При этом следует игнорировать совокупность существующих теоретических положений о духовном мире. Нужно представлять своё «эго» частью личности, находящейся в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

В соответствии с учением, якобы вечная сущность, которая есть внутри человека, представляет собой сочетание таких сил и явлений, как:
  • сознание;
  • чувство;
  • физическое тело;
  • распознавание;
  • конструирование с помощью разума.
В процессе анализа психофизической жизни Учителю удалось обнаружить эти совокупности, однако он не сумел отыскать вечную душу. Согласно его представлению, дух не может являться сознанием.

Современная трактовка

Свое учение о безличности основоположник буддийской философии открыл миру свыше 2500 лет назад. С тех пор не прекращаются споры относительно того, есть ли душа на самом деле или это плод фантазии желающих бессмертия.

Интересно отметить, что сейчас многие ученые склоняются ко второму варианту. Другими словами, они фактически соглашаются с Буддой. Большинство нынешних представителей научных кругов рассматривают хомо сапиенса (человека разумного) как средоточие ощущений, которые постоянно меняются.

По мнению физиков, вселенная вовсе не является твердой материей, как считали ранее, а представляет собой энергетический поток. Бесконечный мир космоса ими понимается как процесс преобразования различных сил, в нем существующих. Человек – лишь малая его частица. Первым пришел к осознанию этого никто иной, как Будда.

Эти исследователи благосклонно относятся к идее о том, что под так называемым духовным миром следует понимать настроения, чувства, эмоции, имеющие отношение к физическому опыту. Сам термин вовсе не обозначает какую-либо существующую реальность, а является обычным словом.

А ведь именно об этом и говорится в учении Будды. Таким образом, оно выступает в качестве исходного исследования, и от него отталкиваются современные ученые.

Вера в собственное «Я» и Бога, создавшего все вокруг, достаточно сильно укоренилась в умах многих людей. Настолько прочно, что понять, почему Будда критически относился к существованию и того, и другого, крайне тяжело. В этом и состоит главное объяснение тому, почему буддизм называется уникальной религией.

С другой стороны, находятся исследователи, которые полагают, что было бы неплохо дополнить учение Просветленного идеей о реальности духовного мира. Для этого, по их мнению, необходимо несколько по-другому интерпретировать слово «атман».

Ведь, как указывают эти ученые, вера человека в бессмертие души берет свое начало из глубины веков. В дошедших до нас текстах из раннего периода буддизма можно обнаружить характерную притчу.

Однажды некий странник увидел змею, стремительно передвигавшуюся рядом с ним. Он испугался не на шутку и не знал, что ему делать. Но тут он понял, что принял за опасное пресмыкающееся обыкновенную веревку.

Путник пришел в себя, страх его исчез, а ум стал спокойным. Веревка, которую удалось ему разглядеть, символизирует собой вечную нематериальную сущность.

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Сообщение zemleroika » 03 сен 2018, 18:27

Насколько я понимаю, там просто не признаётся неизменная вечная душа. Т.е. то что перевоплощается это по сути комплект кармы, который сам постоянно изменяется. И является тонкой материей.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Сообщение Марс_Пламенный » 16 окт 2018, 03:59

В буддизме есть разные уровни, которые по христиански можно было бы отнести к уровню души.

Но из-за того, что буддизм по сути выводит из состояния эгоистического-личностного восприятия в другое, внеличностное и объединенное восприятие внешней и внутренней реальности, у него другое восприятие души, а точнее уровней активности сознания относящихся к душе.

Буддизм не признает самосущность души, не признает ее вечность так как это в христианстве, что после создания души вечно существуют и сами по себе самосущи. Буддизм представляет душу и сознание человека как некое стечение обстоятельств и условий, как феномен, который может быть прекращен по кармическим причинам.

Самое главное, что в буддизме иметь свою индивидуальность - это не круто, а что-то вроде ограниченного восприятия реальности, некий мешающий фрагмент произвести правильное осмысление внешнего и внутреннего. Поэтому душа как фундаментальная единица индивидуальности в буддизме не приветствуется.

Бодхисаттва существует для мира и для людей.

В христианстве человек существует как сын Бога, которому что-то там дозволяется из благ по заслугам, и он искупляет грехи перед Богом, и существует для своей семьи. И тут категория души как объект, который отражает внутреннюю чистоту, права на блага от Бога, как некий эталон качества.

Нужно понимать так. Все концепции - это умственные построения. Нет ни одной истинной среди них. Они все выражают искусственное восприятие и затачивают разум и действия человека под определенные действия и состояния.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 19060
Зарегистрирован: 06 сен 2009, 21:42
Репутация: 3169
Пол:

Re: Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Сообщение Jack » 25 ноя 2018, 00:42

то что мы называем душой, в буддизме называют сознание. По сути то же самое.

Аватара пользователя
Site Admin
Сообщения: 44242
Зарегистрирован: 25 фев 2009, 01:22
Репутация: 25441
Пол:

Re: Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Сообщение Marianna_ » 02 дек 2018, 14:48

Марс_Пламенный писал(а):
16 окт 2018, 03:59
Буддизм представляет душу и сознание человека как некое стечение обстоятельств и условий
Буддизм это глубочашая духовная философия, и низводить его видение космогонии человека на уровень банального материалистической интерпретации, по-моему, слишком поверхностно.
Марс_Пламенный писал(а):
16 окт 2018, 03:59
Самое главное, что в буддизме иметь свою индивидуальность - это не круто, а что-то вроде ограниченного восприятия реальности, некий мешающий фрагмент произвести правильное осмысление внешнего и внутреннего. Поэтому душа как фундаментальная единица индивидуальности в буддизме не приветствуется.
Индивидуальность это широкое понятие, предусматривающее полную осознанность и неповторимое духовное развитие монады, выводящее ее из лабиринтов персональности эго. Именно поэтому каждый Будда уникален и неповторим.
Эзотерик. Маг. Целитель.

Отзывы viewtopic.php?p=3495209#p3495209

Иногда заходит
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 14:40
Репутация: 22
Пол:

Re: Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Сообщение germopol-magic » 02 дек 2018, 16:02

Да как бы сам буддизм не однороден, в нем свои течения с разными взглядами. В хинаяне души, в нашем понимании, и правда нет, а ламы при этом могут обнаружить, что человек потерял душу и провести ритуал, который должен ее найти, призвать и вернуть в тело, и о душе говорят без сомнений, как о факте.

Тут, большому счету, сперва было бы не плохо дать четкое определение, что вообще такое "душа".
Магия и прорицания Западной традиции.

Аватара пользователя
Site Admin
Сообщения: 44242
Зарегистрирован: 25 фев 2009, 01:22
Репутация: 25441
Пол:

Re: Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Сообщение Marianna_ » 23 дек 2018, 19:51

germopol-magic писал(а):
02 дек 2018, 16:02
В хинаяне души, в нашем понимании, и правда нет, а ламы при этом могут обнаружить, что человек потерял душу и провести ритуал, который должен ее найти
Совершенно верно. Прежде чем утверждать, что Буддизм отрицает душу, не плохо бы ознакомиться с его притчами, и тогда, думаю, вопрос упразднится сам собой.
Эзотерик. Маг. Целитель.

Отзывы viewtopic.php?p=3495209#p3495209

Аватара пользователя
Собеседник
Сообщения: 659
Зарегистрирован: 04 ноя 2018, 17:53
Репутация: 355
Пол:

Re: Душа в Буддизме. Неужели ее нет?

Сообщение Хекс » 02 янв 2019, 00:10

Ну вот, чтоб подойти к этой теме не плохо было бы почитать, допустим, "Вопросы Милинды"
Судьба дает в лоб, если не понимаешь ее пинков под зад.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Буддизм»