zemleroika писал(а): ↑20 июл 2018, 02:44
Официальных прав у женщин не было практически до 20 века.
 
Тем не менее, правовая культура, женские права и равноправие - объективно более развиты в Европе и Северной Америке. 
zemleroika писал(а): ↑20 июл 2018, 02:44
При этом грамотность в Европе была очень низкой до недавнего времени
 
В Индии и Китае грамотность и сейчас низкая. Не говоря про Африку. Да и Ближний Восток не блещет. 
Это Вы сравниваете грамотность наверное с развитыми городами современного мира. Но это не правильно. Обучение девушек в христианском мире обсуждалось с 15 века. А после эпохи Просвещения начало расти. 
И Эпоха Просвещения зародилась не где-нибудь, а в протестанской Англии. 
zemleroika писал(а): ↑20 июл 2018, 02:44
И после принятия христианства случился серьезный застой в науке.
 
Какой застой. В чем именно? 
zemleroika писал(а): ↑20 июл 2018, 02:44
Это уже 16-й век.
 
Да. 16й век. Более 400 лет назад. 
zemleroika писал(а): ↑20 июл 2018, 02:44
Но в христианской Европе было и рабство, и крепостное право, и много другого
 
Ну это вообще не показатель. Рабство и крепостное право было везде. И отменили рабство именно христиане. 
По экономическим причинам. 
В восточных странах до сих пор есть публичное избиение камнями. Все таки, христианская цивилизация не смотря на все огрехи по нравственности и этике как-то выше стоит, чем другие.
zemleroika писал(а): ↑20 июл 2018, 02:44
к современным нормам стали приходит уже в последние века благодаря усилиям людей, многие из которых не были убежденными христианами.
 
Борьба велась не с самим христианством, а с клерикализмом. Против догматов, против произвола церковных служителей, против авторитаризма церкви. 
Я почему начал с описания протестантов. Потому что в ходе этой социально-политической конкуренции и развились и гумманизм и просвещение и условия для развития философии, науки, экономики. 
Однако, надо тоже отметить что появление класса буржуазии связано с появлением ремесленников и торговцев изделиями. А кто был заказчик? Заказчиком были феодалы и церковные институты. Нужно было оформлять церкви, замки, украшать, производить утварь, столовую, церковную, одежду для церемоний. То есть, изначально заказчиком выступали и феодалы и церковь. 
И когда уже через столетия сформировался быт, и производители товаров стали укрупняться и объединяться в гильдии, сословия, стали участвовать в политике города. Вот тогда уже стала появляться альтернатива. Сословие экономически независимых людей от феодала и от церкви. Которые могли свободно торговать в разных городах, выбирать себе покупателя. Вот это уже почва для развития альтернативного мышления. И альтернативного восприятия мира. Независимого от церковных догматов. 
И величайшие философы и ученые 17-19 века - это буржуазия, которая стремилась получать образования и образовало прослойку интеллигенции. Людей, кто зарабатывал на образовании, издании книг, ведении лекций в университетах, проведении экспериментов на правительственные гранты, продажу патентов на изобретения промышленникам, капиталистам. 
И всему этому европа обязана христианскому сознанию, которое заложило основы индивидуализма, фундамент для развития личности, ее социализации. 
А индивидуализм дал не только тягу к развитию своей личности, но и уважение прав других личностей, право на труд, право на образование. 
Да и вообще, феномен образования и книгопечатания сам по себе очень интересен. Библия была в каждом храме, нужно было ее читать, переписывать. Это создавало потребность в обучении грамоте, потребность в обучении все большего и большего количества людей чтобы вести записи, летописи, вести экономические и юридические дела. 
В отличии от буддистов и йогов, которые обходятся пересказами и рецитацией сутр. До сих пор. Тебе не обязательно иметь сборник сутр если ты буддист. Практика состоит в созерцании, а не в чтении и повторении каждый день какой-то главы. 
Так что. Греческая философия дала христианскую философию, христианская философия дала протестантизм, как необходимость пересмотра символов веры, протестантизм дал просвещение, как пересмотр всего багажа философии и наследия цивилизации,  а просвещение уже дало науку и право.