Страница 1 из 1

Языческий пантеон князя Владимира

Добавлено: 25 мар 2012, 15:34
Ashera
Эта информация приведена скорее для того, чтобы НЕ ровняться на нее, а дать понимание того, что “Владимирский пантеон Славянских Богов» - языческая реформа около 980 г , предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, с политической целью, для укрепления власти, НЕ отражающая истинных верований народа.

Владимир Святославович создал тщательно продуманный пантеон богов. В летописи сообщается: “Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, А Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мякошь, И принесли им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились бесам…”.

Стоящий во главе всех богов Перун – бог дружинников – знаменовал военную мощь молодого государства. Языческая триада Стрибог - Дажьбог – Мякошь была сформирована киевскими жрецами как соответствие христианским Богу Отцу, Христу и Богородице. Этим сопоставлением языческого и христианского пантеонов киевские волхвы стремились показать византийцам, что исконная вера славян не уступает христианству. Очевидно, что авторам этой концепции не мог быть еще молодой князь Владимир Святославович, такие взгляды могли сформироваться только в среде высшего языческого жречества. Наконец в пантеон были включены Хорс и Семаргл.

В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога нижнего мира был сочтен слишком “диким” и простонародным, чтобы равнять его с княжескими богами и показывать иноземцам.

С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна - к нему, даже поверженному, Владимир проявил уважение: идол был спущен в Днепр, и эскорт из 12-ти дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения, когда покойника помещали в ладью и пускали вниз по реке. Так свергнутый бог был похоронен как умерший человек.

В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днем почитания Ильи. Велеса заменил Николай Угодник – один из наиболее почитаемых на Руси святых, а так же св. Георгий. Культ Рожениц слился с Богородичным, образ Дажьбога - с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвященных Макоши. Что же касается низших божеств, то отношение к ним со временем становилось все более отрицательным, постепенно в народном сознании они превращались в бесов или просто в зловредных существ

Re: Языческий пантеон князя Владимира

Добавлено: 25 мар 2012, 16:24
Jaine
Ashera, всё-таки Велеса чаще отождествляют со св. Власием. Тут и созвучие имён и функции покровителя скота...

Re: Языческий пантеон князя Владимира

Добавлено: 25 мар 2012, 16:40
Ashera
Jaine
Вполне возможно. У меня на этот счет нет какого-то однозначного мнения в силу того, что я вообще, мягко говоря, не очень "праздную" христианские воззрения. А информационные источники, доступные сегодня, далеко не всегда отличаются достоверностью.
Самого Велеса считаю одним из старейших звериных богов, почитаемых славянами. Достаточно значимым, чтобы его звериный образ дошел до нас в малоизмененном виде.
Я согласна с исследованиям Рыбакова viewtopic.php?f=158&t=76402.
А Рыбаков в свою очередь подтверждает Ваше мнение о том, что Велеса все же больше отождествляют со св.Власием.

Re: Языческий пантеон князя Владимира

Добавлено: 26 мар 2012, 15:54
Jaine
Коль скоро заговорили о пантеоне славянских богов, в ближайшее время в раздел начнут копировать "Словарь славянской мифологии". :smile:
Там чуть не половина персонажей - продукт кабинетного мифотворчества реконструкторов.

Re: Языческий пантеон князя Владимира

Добавлено: 02 апр 2012, 23:00
Сакура
Jaine писал(а):в ближайшее время в раздел начнут копировать "Словарь славянской мифологии".
Ну так порадуйте нас чем-нибудь, с Вашей точки зрения истинно-историческим. Сколько можно критиковать-то ходить по темам.

Re: Языческий пантеон князя Владимира

Добавлено: 10 апр 2012, 15:35
Jaine
Ashera писал(а): С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна - к нему, даже поверженному, Владимир проявил уважение: идол был спущен в Днепр, и эскорт из 12-ти дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения, когда покойника помещали в ладью и пускали вниз по реке. Так свергнутый бог был похоронен как умерший человек.
Как всё-таки по разному можно рассказать об одном и том же событии. :smile:
"Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. ... И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его". ... (ПВЛ).

Re: Языческий пантеон князя Владимира

Добавлено: 04 янв 2014, 15:00
kotredkiy
Чтили потом как тряпку выкинули .... Врятли

Re: Языческий пантеон князя Владимира

Добавлено: 24 июн 2015, 15:35
bigiwin
Мне непонятно в вашем изложении использование слова "языческий".
Языческий - значит говорящий на другом языке, чужой.
И как же Родноверие для славян могло быть языческим.
Языческим было Христианство. Кто то его называет кровавым. И поговаривают о нескольких миллионах погибших в процессе христианизации.

Где же мой пулемет. :evil: