Ошо - святой или шарлатан?

Этот форум для тех кто не нашел выше для себя нужной темы - для обсуждения эксклюзивных, специфических вопросов
Ответить
Аватара пользователя
Участник
Сообщения: 372
Зарегистрирован: 25 авг 2016, 19:18
Репутация: 105
Пол:

Ошо - святой или шарлатан?

Сообщение Kavi » 28 сен 2017, 08:51

"Ты проповедуешь доверие, но твой дом закрыт от других непроницаемой стеной - с вышками и пулеметчиками. Ты называешь учеников своими любимыми детьми, но тайно прослушиваешь их жилища. Ты убеждаешь других, что главное счастье - не вне, а внутри человека, но продолжаешь пополнять свои коллекции новыми ролс-ройсами и алмазными часами. Ты провозглашаешь себя святым, но по-прежнему спишь со своими ученицами и наблюдаешь за оргиями. Так кто же ты есть на самом деле, Бхагван Ошо Раджниш?
Монолог первый: приближенние к Ошо.
- Я абсолютный атеист, - категорично заявляет Ури. - Кроме того, я не из тех, кто ищет себе кумиров и ненавижу диктатуру. В Пуну (место, где находится коммуна Ошо - Ш.Ш.) я приехал абсолютным нигилистом. Я слышал об этом месте и о той свободе, которая здесь царит - прежде всего, свободе сексуальной. Индия, экзотика, дешевые наркотики, красивые девушки - что еще нужно, когда тебе всего 25, но ты уже звезда (Ури Лотан в 1970-е годы был известным диджеем на радиостанции «Галей Цахал» - именно он поведал израильским слушателям о распаде группы «Beatles», открыл им Боба Дилана и других западных музыкантов - Ш.Ш.). Первое время я жил в коммуне, просто наслаждаясь атмосферой этого места. Узнав, что я из Израиля, и работал на радио, мне предложили записывать лекции Ошо на магнитофон и переводить их на иврит. Когда ты сидишь на лекциях рядом с Мастером, это считается большой честью, и все девушки коммуны хотят потом с тобой спать. Все остальное меня тогда мало интересовало.
Монолог второй: подчинение Ошо
А теперь представь себе место, - продолжает Ури, - где повсюду, куда бы ты не пришел, висят портреты Ошо: они есть даже в туалете и над кроватью, где ты занимаешься сексом с девушкой. И на груди твоей - тоже маленький портрет Ошо на деревянной цепочке, который запрещается снимать даже в душе, или во время секса. Сначала тебе внушают, что с Ошо на шее даже секс будет иного качества, потом тебе и самому начинает так казаться.
Я, в отличие от большинства членов коммуны, оказался в числе тех, кто лично общался с Ошо. И скажу тебе, что человек он невероятно умный, красивый и притягательный - с завораживающим глубоким голосом, плавными движениями рук... Когда я записывал лекции Ошо, сидя у его ног, меня охватывало ощущение, что я нахожусь рядом с генератором - такая мощная энергия шла от него. Ошо, несомненно, обладал гипнотическими способностями. Однажды, беседуя с ним наедине, я впал в такую эйфорию, что меня вынесли из его комнаты на руках, я смеялся от счастья и не мог остановиться в течение нескольких часов. Одним словом, я и сам не заметил, как оказался в полной власти Ошо. Моя зависимость от него была сродни наркотической.
Монолог третий: первые сомнения
Однажды мне принесли письмо на иврите и попросили перевести его на английский для Ошо, которому приходили письма со всего мира. Я начал читать и увидел, что это письмо адресовано вовсе не Ошо, а члену коммуны-израильтянину от его знакомой девушки. Я отнес письмо этому парню, и тут меня вызывают в оффис коммуны: «Где письмо?» - «Отнес такому-то, вы ошиблись, это письмо не для Ошо». Что тут началось! Меня готовы были стереть в порошок. О том, что вся почта, приходящая в коммуну, перлюстрировалась, а все комнаты прослушивались, я узнал гораздо позже.
Потом была история с израильтянкой, которая заявила, что она забеременела от Ошо. Ее тут же отправили на аборт и выгнали из коммуны, всячески ошельмовав за ложь. Я помню, что тоже был тогда в числе нападавших на эту девушку: «Как ты можешь говорить такое об Ошо? Он Мастер, Просветленный, женщины его не интересуют». О том, что через постель Ошо прошло немало его учениц, я узнал гораздо позже. Что же касается той девушки, она вернулась в Израиль и через какое-то время покончила с собой.
Монолог четвертый: рабы ХХ века
- Главной обязанностью членов коммуны было добывание денег для Ошо. Люди приезжали сюда со всего света, отдавая в коммуну все, что у них было - деньги за проданные дома, сбережения, машины. Родственница королевы Голландии пожертвовала коммуне полученное наследство - 250 тысяч долларов, а сама не получила в ней даже обещанной ей комнаты. Помню, что когда мне сообщили из Израиля, что у меня умер отец, меня тут же вызвали в оффис коммуны. Я подумал: «Наверное, хотят выразить соболезнование». А мне задали всего один вопрос: «Сколько денег ты получил после смерти отца?» Многим членам коммуны родители отправляли в письмах деньги, но они никогда не доходили до них.
Нас постоянно гнали на заработки денег для Ошо. Самым легким способом добычи денег были проституция, продажа наркотиков и разного рода махинации с кредитными карточками. За семь лет жизни в коммуне я успел побывать и наркокурьером, и сутенером. В том числе: продавал клиентам и свою вторую жену-американку, с которой сошелся в коммуне, несколько раз летал в Японию с тремя килограммами гашиша на теле. Помню, как в Бомбее я подошел к богатому шейху из Саудовской Аравии, представился французом и спросил, не хочет ли он трахнуть за 1000 долларов мою красавицу-сестру (в коммуне мы все считались братьями и сестрами). Большая же часть членов коммуны работали на тяжелых работах - строительстве домов, прокладке дорог. Выходных не было. Работали на благо коммуны бесплатно по 12 часов в сутки. Коммуна не вмещала всех желающих - многие были вынуждены снимать жилье в Пуне, отчего цены там жутко подскочили и были ничуть не ниже европейских.
Ошо поделил женщин коммуны на два типа: красивые и некрасивые. Из первых он выбирал себе наложниц, а вторым отдал власть, и они стали руководить коммуной, вымещая на ее членах свои комплексы. Одна из таких уродин руководила медицинским центром коммуны, прекрасно разбиралась в ядах и умело ими пользовалась, отчего получила кличку «сестра Менгеле».
В коммуне женщины выбирали мужчин для секса, а не наоборот: каждый день мужчины должны были выстроиться в шеренгу, вдоль которой шли женщины, выбирая себе партнера на ночь.
...Когда коммуна перебралась из Индии в Америку (Ошо бежал туда, скрываясь от тюрьмы за неуплату 40 миллионов долга налоговому ведомству Индии, первым - на личном самолете своих богатых учеников из Голливуда, которые купили для него в Орегоне за 7 миллионов долларов огромный участок земли). Затем в США перебрались члены коммуны, которые первым делом принялись строить виллу и бассейн для Ошо (на подогрев бассейна впоследствии уходило несколько тысяч долларов в месяц), а затем дома для его приближенных. Сами же члены коммуны жили в караванчиках - по шесть человек в комнате, без кондиционера.
Монолог пятый мифы об Ошо
Условием приема в коммуну было участие в платных (от 200 до 400 и выше долларов) семинарах. На одном происходил душевный стриптиз, где каждый должен был рассказывать все о себе случайному партнеру, которые менялись каждые 15 минут по звуку колокольчика. Второй семинар для кандидата выбирал сам Ошо - по фотографии претендента и его написанной от руки просьбе о приеме в коммуну. Он, не видя человека, решал, какая у него проблема, нереализованное желание: изнасиловать кого-то, или быть избитым, или поучаствовать в оргии. После таких семинаров люди выходили со сломанными ребрами и подбитыми глазами. В ходу была даже такая шутка: «Упал по дороге в Ашрам» (ашрам - индийское название места, где располагалась коммуна - Ш.Ш.).
Меня Ошо определил в группу изоляции. Я должен был в течение недели сидеть в своей комнате напротив его портрета и ни с кем не общаться. Разрешалось выходить только на обед. На моей груди висела табличка «silence» (молчание - Ш.Ш.), и никто не должен был со мной заговаривать. Это испытание оказалось для меня непосильным - я заговорил на шестой день. Ясновидящие указания Ошо по распределению участников семинаров оказалось очередным мифом: людей назначали в те группы, где был недобор.
Якобы в целях духовного усовершенствования, Ошо разлучал пары, сложившиеся до прихода в коммуны, или образовавшиеся в самой коммуне. С этой же целью он запрещал нам заниматься тем, к чему мы проявляли большой интерес. Например, я с юности мечтал стать писателем. Ошо запретил мне писать. На самом деле, причиной подобных указаний было его желание полностью подчинить себе членов коммуны, чтобы никто и ничто не затмили бы в наших глазах самого Ошо.
Что касается других кумиров... Ошо уважал Гитлера, говорил, что Гитлер - незаурядный человек. Он любил повторять его слова о том, что если много раз произнести ложь, она превратится в правду. Однако, Ошо старался делегитимизировать всякого, кто мог бы в глазах его слушателей затмить самого Ошо. По мнению Мастера, Джон Леннон и Фрейд были идиотами, Ганди лжецом, Мать Тереза дурой, Фрейд манъяком. Что же касается прочих... Иногда Ошо начинал свою речь словами: «Такие личности, как я, Иисус и Будда...».
Когда кто-то начинал сомневаться в постулатах Ошо, ему тут же говорили: «Ты не цельный человек, если сомневаешься в словах Мастера».
Нам говорили, что Ошо чувствителен к запаху плохой энергии - например, энергии гнева, и к шуму. Перед началом лекции членов коммуны обнюхивали, и если улавливали запах пота, в помещение не пускали. Однажды не пустили меня, и я был готов покончить из-за этого с собой - такая у меня в тот период была зависимость от Ошо. Если во время лекции кто-то кашлял, его тут же выбрасывали наружу. На самом деле причина чувствительности Ошо к запахам и звукам не имела отношения к эзотерике: у Бхагвана была наркотическая зависимость от валиума, веселящего газа, доставляемого для него в баллонах, и еще нескольких лекарственных препаратов, на которых он «сидел» много лет, в результате чего у него и возникла эта непереносимость к запахам и шуму. Я не раз видел, как при ходьбе Ошо качало, как пьяного. Двигался он очень мало, но раз в неделю обязательно выезжал на одном из своих ролс-ройсов в короткую поездку для принятия почестей: вдоль дороги стояли члены коммуны и бросали под колеса его машины лепестки роз. Этот ритуал назывался «дорога цветов».
Период, когда Ошо дал обет молчания и промолчал четыре года, тоже оказался мифом. Находясь в своих покоях, он говорил, не умолкая. Об этом мне рассказывал член коммуны, который был любовником одной из приближенных к Ошо уродин, руководивших коммуной.
Еще один миф связан с утверждением, что Ошо не знал о жестоких порядках, насаждаемых в коммуне его приближенными. Бывший телохранитель Ошо написал книгу «Сверженный Бог», в которой утверждает, что секретарша Ошо записывала все разговоры, которые велись Ошо в его личных апартаментах, и теперь эти 3000 кассет находятся в руках ФБР. Автор книги утверждает, что большинство идей, реализованных в коммуне, принадлежали Ошо.
Я помню, что когда руководство коммуны объявило о том, что ее членам стоит пройти стерилизацию, ссылаясь при этом на Ошо, мы не поверили, что это исходит от Мастера. Но затем, в одном из публичных выступлений, он открыто заговорил о стерилизации, утверждая, что рождение детей - это потеря энергии, необходимой для духовного самосовершенствования. Я помню, как отговаривал от этой безумной затеи двух знакомых девушек, но они прошли стерилизацию. Сейчас им, как и мне, уже за 50. Интересно было бы узнать, что они думают обо всем этом теперь? Когда впервые заговорили о СПИДе, в коммуне тут же вышло указание вступать в секс, пользуясь презервативом и надевая на руки резиновые перчатки. «Сестра Менгеле» стала проверять, кто болен СПИДом, а кто нет. Собственно, это была не проверка, а ее единоличное решение. Члены коммуны, объявленные «сестрой Менгеле» больными, отправлялись на поселение в местный гулаг - изолированный участок с караванами. По крайней мере двоих из них я хорошо знаю - они и по сей день живы, и никакого СПИДа у них нет, вопреки диагнозу «сестры Менгеле».
Монолог шестой: изгнание
Моя жена-американка прозрела раньше меня и покинула коммуну. Однажды я позвонил ей и сказал, что чувствую себя как в концлагере с этими пулеметчиками на вышках и необходимостью испрашивать разрешения руководства коммуны по поводу любого своего шага. Уже через полчаса перед моим караваном остановился «Мерседес», из которого вылезла одна из руководителей коммуны, носившая кличку «леди Макбет», с двумя громилами за спиной, вооруженными «узи» (в коммуне вообще было много оружия). Она заявила, что Ошо велел изгнать меня из коммуны и сорвала с моей шеи цепочку с его портретом.
У меня сохранились ключи от моего «Форда», пожертвованного в фонд коммуны, и я этим воспользовался, украв у Ошо свою собственную машину и уехав на ней в Лос-Анджелес.
Уехать от Ошо оказалось просто, а вот избавиться от Ошо внутри себя... Если бы не поддержка моих друзей... После изгнания из коммуны у меня внутри было ощущение черной дыры, которую нечем было заполнить. Долгое время я пребывал в тяжелейшей депрессии, был очень уязвим и невольно притягивал к себе несчастья: меня обобрали, уволили с работы, а однажды неизвестные (я и по сей день не знаю, были ли связаны с коммуной, или я случайно встретился им на дороге?) так избили меня на улице, что мне потребовалось несколько операций, чтобы встать на ноги. Из тех, кто покинул коммуну, или был изгнан из нее, я знаю по крайней мере пятерых, которые покончили с собой, не сумев освободиться от Ошо внутри себя.
Монолог седьмой: американский провал Ошо
- Когда Ошо сошел в трапа самолета в Орегоне, первые слова, которые он произнес не без пафоса, были: «Здравствуй, Америка! Я Будда, которого ты ждала!». Однако, с Америкой Ошо промахнулся. В те годы американцы были довольно равнодушны к эзотерике и восточным духовным течениям. Кроме того, с присущим им прагматизмом, они не могли понять, как связать провозглашенную Ошо коммуну, не преследующую целей заработка, а следовательно, претендующую на освобождение от налогов, с его постоянно пополняющимися коллекциями ролс-ройсов и алмазных часов. И уж тем более, американцы не могли взять в толк, как можно заставлять человека работать по 12 часов в сутки, не платя ему за это ни гроша.
Расцвет Ошо в Индии вполне объясним: по времени этот период совпадает с периодом сексуальной революции, свободы, раскрепощения, которая происходила в мире в 1960-е годы. Ошо просто ухватился за эту идею и дал сексу духовную легитимацию, что выглядело в глазах молодого поколения особенно привлекательным. Я прекрасно помню свои ощущения того периода в Пуне: мне 25, я - король, все красивые девушки - мои, я свободен, никаких ограничений не существует. Во всем мире групповой секс считался оргией, и только в коммуне Ошо это именовалось «духовной работой».
Монолог восьмой: биологический террор
- Когда коммуна перебралась в Орегон, начались страшные вещи. Решив завоевать политическую власть на окружных выборах, руководство коммуны направило в Даллас, где они должны были проходить, группу, которая разбрызгивала жидкость с сальмонеллами, в общественных местах, что вызвало массовую эпидемию: заболели 750 человек (впоследствии, в одной из книг это событие было названо первым биотеррактом в США). Кроме того, для участия в выборах, согласно законам штата, требовались представители - уроженцы этого места. Руководство коммуны подкупило для этих целей местных бомжей, большая часть из которых впоследствии (после выборов) исчезла, а одного нашли убитым. Дело зашло слишком далеко: ФБР начало расследование. На жизнь Чарльза Тернера, возглавлявшего следствие, члены коммуны покушались дважды. С летчиком, который должен был направить арендованный самолет со взрывчаткой на дом Тернера, предварительно катапультировавшись, я жил в одной комнате. Он сбежал из коммуны за день до предполагаемого теракта.
Ошо был арестован и провел в заключении две недели, а группа его приближенных из 20 человек бежала в Германию, где их арестовали и переправили США. Эти люди были судимы и провели в тюрьме семь лет.
Что же касается Ошо, благодаря достигнутому адвокатами компромиссу, он получил условный срок и заплатил штраф полмиллилиона долларов, после чего покинул США на частном самолете своих последователей из Голливуда. Примерно год Ошо скитался таким образом по миру - ни одна страна не хотела его принимать: в Англии он дважды запрашивал посадку и дважды получал отказ; в Ирландии разрешили только кратковременную посадку для заправки самолета; с острова Крит депортировали силами полиции и солдат. В конце концов Ошо был вынужден вернуться в Индию, заплатив этой стране 40 миллионов налогов, которые задолжал. Довольно быстро коммуна Ошо возродилась на старом месте - в Пуне, и на сей раз в нее устремились сотни молодых израильтян (в то время как в мою бытность их там было не более десятка).
Монолог девятый: семя дракона
- Сегодня я уже могу утверждать, что освободился от Ошо внутри себя. Но долгие годы я испытывал последствия семилетней жизни в коммуне, где употребление наркотиков типа гашиша и ЛСД было нормой. Например, в моей жизни был период, когда я месяцами не мог заснуть - ни днем, ни ночью. Только сильное снотворное давало мне несколько часов забытья. Затем я заболел агрофобией - боязнью открытых пространств, и месяцами не выходил из дома.
Для всех, кто приезжал в коммуну не на месяц-два, а на годы, это закончилось тяжелой душевной травмой. Что же нас там держало? Непроходящее ощущение счастья, свободы, эйфории. Нам казалось, что мы принадлежим к элите просветленных. Весь мир поделился для нас на два понятия «мы» и «они». «Они» - это все другие люди, не имеющие отношения к коммуне, которым недоступно то, во что посвятили нас. Большинство из нас были в возрасте, когда обычно человек строит себя, свою семью, карьеру, будущее. Мы отдали коммуне все, что у нас было - лучшие годы, деньги, нереализованные способности, и вышли оттуда без семьи, детей, денег, жилья, работы, профессии.
Ошо умер в 1999 году. Согласно одной из версий, умер от СПИДа, согласно другой - от многолетнего употребления лекарственных препаратов наркотического действия. Вскрытия не было. Тело Ошо сожгли по индийскому обряду. За месяц до его смерти покончила с собой англичанка Вивек, которая в течение 30 лет была буквально его тенью, и на всех лекциях неизменно сидела у его ног.
Ашрам Ошо в Пуне по-прежнему существует. И там, как я уже сказал, находится очень много израильтян. Мне повезло, я не заболел СПИДом и не покончил собой после жизни в коммуне Ошо, поэтому я считаю себя ответственным за то, чтобы рассказать как можно большему числу людей об истинном лице Ошо и его последователей. Я был наивен, увлекся идеями фальшивого лидера и едва не потерял себя, свою личность. Жаль растраченной энергии, потерянных лет. Я избегаю людей, которые по-прежнему находятся под влиянием идей Ошо, а с теми, кто, подобно мне, от него избавился, мне стыдно встречаться, точно так же, как им со мной. Нам не о чем вспоминать."

(c) Шели Шрайман
Опыт приходит сразу после того, как был очень нужен.

Аватара пользователя
Участник
Сообщения: 372
Зарегистрирован: 25 авг 2016, 19:18
Репутация: 105
Пол:

Re: Ошо - святой или шарлатан?

Сообщение Kavi » 28 сен 2017, 09:35

"Бхагван - это избалованный ребенок, который не может дышать без ежемесячных 250 тысяч долларов карманных денег. Это гений по использованию людской доверчивости, наркоман, не способный жить без "валиума". История его жизни - сплошное жульничество. И я была соучастником этой аферы. Он и я, мы составляли великолепную пару ловкачей".
(Из заявления Шилы Силвермен, ближайшей помошницы Раджниша).


Ошо, целью всей своей жизни сделал страстную и тенденциозную критику всякой религии, критику веры в Бога. Глубоко разочарованный в жизни Раджниш, в 1986 году произносит две программных речи, позднее опубликованных под общим заголовком «Права нового человека», в которых, кроме остального, яростно критикует Декларацию прав человека. Он утверждает, что на смену старой Декларации, должна прийти Декларация прав, так называемого, нового человека, «единственное основное право» которого – «это стать богом».
Раскрывая суть десяти пунктов своей Декларации, Раджниш страстно надеется на то, что в будущем мире не должно быть ни наций, ни государственных границ, ни религий, и он высказывает убеждение, что религии «растворятся» сами по себе. В то же время, останется одна единственная, некая суперуниверсальная религия – религия Раджниша. Главной причиной рабства «несвободного человека» этот новоявленный гуру считает христианское Учение, а в отношении брака он полагает, что брак должен исчезнуть, поскольку является «подделкой под любовь», дети должны воспитываться общинами и т.д.
Всякому разумному и духовно зрелому человеку, такие идеи сразу же открываются как некая «тарабарщина», грандиозное возведение своего субъективного восприятия в абсолют. Самым удивительным здесь оказывается то, что за этим бездуховным маньяком, одержимым непомерной манией величия, шли тысячи последователей, а его книги до сих пор издаются по всему миру огромными тиражами. Находятся и такие современные его адепты, внешне респектабельные и вроде бы умные и порядочные люди, которые серьёзно считают Раджниша «современным святым», при этом, странным образом искажая все факты его биографии, искажая, можно сказать, в гипнотическом «опьянении» гуру.
Конечно, если вспомнить историю, даже совсем недавнюю историю, то такие необычные вещи становятся… нет, не более понятными, скорее, вписанными в исторический ряд сходных явлений. Тут и Гитлер, и Сталин, и…
Правда, сравнение Раджниша с авторитарными правителями, казалось бы, натянуто, поскольку он проповедовал, вроде бы, противоположные некой централизованной системе ценности. С другой же стороны, во многом такие личности сходны в своей аморальности, в своей способности влиять на массы и одурманивать их своеобразным «опиумом для народа», определённой псевдорелигиозной духовной наркоманией. Кроме того, в общинах, которые организовывал «великий гуру», царила вполне авторитарная атмосфера, и часто использовались насильственные методы воздействия, переходящие в жестокость и преступления, даже в массовые убийства.
Его ближайшая помощница Шила Силвермен ясно говорит об Ошо, что «история его жизни – сплошное жульничество». Часто в своих речах этот гуру морализирует, воинствует против «аморальности» политиков, против развращённости масс, низкого духовного уровня, его анархические призывы, обильно приправлены подробным «уподобоваримым» обоснованием. И всё же, чаще всего во всех его текстах, можно уловить фальшь, скрытую, или же, явную.
В цикле его лекций изданных под названием «Йога – возвращение к истоку» (Москва: ИПА «Три Л», 1998. – 272 с.), есть глава под странным названием «Эгоизм – единственное бескорыстие» (стр. 79-105). Уже само эксцентричное название говорит о многом. Внешне всё верно, и о том же говорит и современная психология. Если человек не уважает, не ценит, не любит себя, не счастлив, то он и к другим будет относиться также (знаменитая этическая максима: «относись к другим, как хотел бы, чтобы относились к тебе»).
Однако, даже поверхностный анализ цитат из текста этой лекции, позволяет понять, что такие высказывания служили Раджнишу риторикой, для сокрытия истинных мотивов, и пропаганды эгоизма, вербовки новых сторонников, для яростной критики политиков, психологов, священников и всего мира: «Только очень глубоко эгоистичный человек может быть бескорыстным» (стр. 80-81), «…вы не служите человечеству. Вы не становитесь великими мучениками, вы не приносите себя в жертву. Всё это бессмысленные термины» (стр. 81), «Если бы всех в мире учили быть эгоистичными, мир стал бы счастливым» (стр. 81-82), «Учите всех быть эгоистичными; из этого вырастает бескорыстие. Бескорыстие есть высший эгоизм» (стр. 82), «Если вы несчастны, вам нужны священники. Если вы больны, несчастны, вам будут нужны политики» (стр. 82), «Священники и политики состоят в глубоком заговоре…» (стр. 82).
Такой риторикой «гуру обмана» стремился заклеймить весь ненавистный мир, захватить власть над душами учеников, добиться полного их подчинения. И его «воля к власти», его стремление к превосходству, мания величия, были огромными. Часто такая мания величия и чувство превосходства, даже не скрывались риторикой, а грозно и требовательно выставлялись на показ, с претензией на то, что «просветлённый гуру» имеет право так себя вести.
Как он сам рассказывает в книге «Мастер» (Ошо Раджниш. «Мастер». Пер. с англ. – К.: «София», Ltd, 1998.- 592 с.), посвящённой буддизму, на одной из буддийских конференций в Бодх Гайя, председателем конференции был один из учёных буддийских монахов Индии, Бхадант Ананд Каушальяян. Раджниш пригласил его посетить свой лагерь, и при их встрече этот буддийский учёный стал говорить Раджнишу о том, что считает его странным человеком, потому что он говорит такие вещи, которых Будда не говорил никогда. И Ошо ответил ему: «Тут нет загадки. Если я рассказываю историю о Гаутаме Будде, но её нет в писаниях, то вставьте её в ваши писания, потому что она должна быть там. Если я говорю что-то, сказанное Гаутамой Буддой, а вы не находите этого нигде, извольте вставить это в нужном месте, там, где оно должно быть – и пропущено. Потому что всё, что я говорю…» (стр. 313).
И Раджниш объявляет себя «просветлённым». Однако, постоянно апеллируя к образам счастья, Раджниш был глубоко несчастным, одиноким и ощущающим огромную пустоту в душе. Его навязчивая «апология счастья», как раз и выдаёт внутренний «голод» по осмысленной любовью и духовным смыслом жизни. Раджниш стремился заполнить эту ужасную духовную пустоту через страсти, которые в его душе обрели невиданные размеры. Всё время, с большим пафосом говоря о свободе, он был жалким рабом своих страстей.
В чём же причина такого массового интереса к творчеству Раджниша? В чём причина его «опьяняющего» влияния на своих сторонников? Постараемся последовательно разобраться в этих вопросах, вместе с тем, систематически излагая его биографию.
Раджниш Чандра Мохан (1931-1990) родился в Кушваде, что относится к центральной части Индии, в семье джайнов, религии, признающей существование индивидуальной души, но отрицающей личностного Бога. Для джайнов характерна вера в реинкарнацию (перерождение душ), и они видят спасение в освобождении от такого перерождения, а достигшего освобождения, почитают как некоего «живого бога» (что нашло отголосок в деятельности Раджниша). Будущий гуру вспоминал, что вопросы самореализации занимали его с раннего возраста, он пробовал разные медитации, но при этом, уповал исключительно только на себя, отрицая всякие традиции и учителей.
Хотя он в студенческие годы вёл жизнь, далёкую от джайнистского аскетизма, строгие нормы и правила этой религии глубоко укоренились в его подсознании. Внутренний конфликт Раджниш смог разрешить, только взбунтовавшись против «суеверий» религии отцов и всех прочих религий. Теоретическим обоснованием для этого Раджнишу послужила «философия жизни» (Ницше и др.), с которой он познакомился в университете» (стр. 415).
Нужно сказать, что Раджнишу нельзя отказать в мощном интеллекте и всеобъемлющей эрудиции, а также, в таланте оратора и лектора, использующего яркую и образно богатую речь. Не зря он весьма ценил притчи, и целостный язык мифов и легенд. В лекциях опубликованных в двухтомнике под названием «Дао. Путь без пути» (В двух томах - Пер. с англ. – М.: Изд. «Либрис», 1994) он говорит: «…притчи прекрасны сами по себе, но их цель не в этом… они идут дальше, за пределы, они трансцендентны. Если препарировать саму притчу, мало что будет понятно» (том 1, стр. 10). Раджниш не написал ни одной книги, а то, что потом было издано в нескольких сотнях томов, составляет записи его многочисленных лекций и бесед, произнесённых по разным поводам.
В 1957 году будущий новоявленный гуру закончил Саугарский универсистет и получил золотую медаль Всеиндийского конкурса дебатов и степень магистра философии, после этого он в течение девяти лет преподавал философию в Джабалпурском университете. В 1966 году Раджниш уходит из университета и начинает самостоятельный путь в качестве гуру (учителя), проповедуя своё крайне эклектичное (эклектицизм – хаотичное слияние самых разных элементов) учение. В это время Раджниш проповедовал новую нонконформисткую религиозность, противостоящую традиционным религиям, на которые Раджниш резко нападал при всяком удобном случае: «Мы делаем революцию… Я жгу старые писания, крушу традиции…»; «Я основатель единственной религии, другие религии – обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей…»); «Вера – это чистая отрава…» (стр. 416).
Нового «просветлённого человека» Раджниш воспринимал как соединяющего жизнь плоти и медитацию, западную активность и восточное недеяние, и называл неким Зорбой-Буддой (грек Зорба – энергичный герой одноимённого романа греческого писателя Николаса Казанзакиса). Если перефразировать известное христианское высказывание «Люби Бога и делай, что хочешь», применительно к главному постулату учения Раджниша, то получится: «Люби себя и делай, что хочешь». Цитата из той же книги лекций о Дао: «Дисциплину создали люди, из-за дисциплины человек становится расщеплённым: одна часть пытается командовать другой, - так создаётся раскол. //…Конечный результат – только шизофрения. Вы всё боретесь и боретесь; постепенно вы уже не одна индивидуальность, вас становится много, по крайней мере двое…» (т. 1, стр. 32). Цитата из Раджниша: «Вы – безумец, и что-то с этим нужно делать. Старые традиции говорят: «Подави своё безумие. Не позволяй ему выйти наружу, иначе твои действия станут безумными», - но я говорю: «Позвольте своему безумию выйти наружу…» (стр. 417). Высказывания Раджниша являются его саморазоблачением: «Разум пьян. Настоящего он не видит, он не замечает того, что прямо перед носом. Его переполняют мечты и надежды» (стр. 449 в книге «Мастер»), «Разум всегда ищет короткий путь. И самый лёгкий способ найти его – создать иллюзию. Достаточно считать, что ты уже такой, каким хочешь стать» (стр. 40 в книге «Горчичное зерно». Пер. с англ. – К.: «София», 2003; М.: ИД «София», 2003. – 496 с.).
В 1968 году Раджниш поселился в Бомбее, и здесь у него появляются первые ученики, в основном – люди запада, в основном люди, прошедшие через разные новые религиозные движения, «наркодуховность», хиппи и т.д. В этом смысле, весьма показательно упоминание о «наркодуховности», родственной с экстатически-опьяняющим учением новоявленного гуру. К своему имени в то время Раджниш прибавил эпитет Бхагван Шри («Бог Господь»). В последствии у него ещё появляется эпитет Ошо, в переводе означающий «океан».
В 1974 году Раджниш переезжает в Пуну (Индия), где открыл первый ашрам-коммуну, через который за год проходило до 50 тысяч человек. К нему присоединилась любимая ученица и секретарь, авантюристка с американским паспортом Ма Ананда Шила (Шила Силвермен), которая в штате Нью-Джерси создала компанию, оборот которой вскоре составлял миллионы долларов. Организация Раджниша разрасталась, возникали новые ашрамы по всей Индии и в других странах. В таких коммунах царила авторитарная атмосфера и для жёсткого контроля сознания применялись насильственные методы. Когда гуру намекнул, что женщины с детьми мешают развитию организации (не могут достичь просветления), многие женщины были стерилизованы насильственным путём (стр. 421).
По возвращении из коммуны в Пуне, посетители рассказывали о массовых сексуальных оргиях, об извращениях, торговле наркотиками и наркомании, а также, самоубийствах среди ашрамовцев, таинственных исчезновениях людей. Многие потеряли здоровье, совсем утратили разум, под влиянием так называемых «динамических медитаций» Раджниша, направленных на «выпускание безумия». В 1981 году правительство Индиры Ганди начало расследование, показавшее, что организация Раджниша имела огромные налоговые долги, присваивала пожертвования на благотворительность, было множество краж и т.д. Правительство Индии лишило ашрам статуса религиозной организации, а сам Раджниш, не дожидаясь окончания расследования, сбежал в США.
Здесь на территории графства Васко, в пустынной части Центрального Орегона, было приобретено огромное ранчо, а позднее возник пятитысячный город Раджнишпурам. Сюда приезжало множество паломников, Раджниш брал огромные деньги за «терапию», проводимую им. По всему миру росли ответвления его организации. Раджнишу в то время принадлежало 4 самолёта, боевой вертолёт и 91 «роллс-ройс», хотя «гуру богатых» (как он себя называл), мечтал о 365 этих самых дорогих машинах в мире, по одной на каждый день.
В Орегоне раджнишисты заняли расположенный рядом городок Энтелоуп и получили большинство мест в городском совете, после чего переименовали его в Раджниш. Неугодных выживали из города. Когда приблизился срок выборов в законодательное собрание графства, раджнишисты хотели добиться в нём большинства, а потому решили увеличить число избирателей, которые могли проголосовать за Раджниша. Осенью 1984 года они провели операцию «Подели жилище с ближним», для чего из разных городов США привезли более трёх тысяч бродяг, алкоголиков и наркоманов. Однако местные власти ввели новый закон о выборах и эти бродяги не принесли никакой пользы, и только мешали, находясь в ашраме, вели себя нагло и вызывающе. Помощница Раджниша Шила собрала отряд из ста боевиков, но они не смогли разогнать бомжей, и тогда, вскоре их стали находить мёртвыми в окрестностях города. Полиция установила, что они были убиты неизвестным ядом.
Вскоре последователи Раджниша стали планировать пробраться в правление штата Орегон, а Шила пригрозила превратить весь Орегон в Ражнишпуран. Всё это взволновало местных фермеров, и, наконец, ФБР начало против секты Раджниша уголовное расследование. В Раджнишпураме были обнаружены склады оружия, лаборатории по производству наркотиков (они добавлялись в пищу сектантам, для воздействия на их разум), и т.д. Бывшие сторонники стали обвинять друг друга, спасая свою шкуру.
Суд над Раджнишем, который проходил в Портланде (штат Орегон), закончился 14 ноября 1985 года. Однако суд пошёл на компромисс, не желая делать из подсудимого «мученика» в глазах его сторонников, и Раджниш получил символическое наказание (10 лет условного уголовного наказания и штаф), но его выслали из США. После высылки из Америки, Раджниш пытался остановиться в какой-нибудь стране, но 21 страна мира запретила ему въезд.
Вскоре после этих событий, основатель «единственной религии будущего», как раз и произносит две его программных речи о правах нового человека, в которых выплёскивает всю свою ярость и обиду на весь мир. В 1987 году он вновь поселяется в Пуне (Индия), и возобновляет свою «психотерапевтическую» деятельность, однако, к концу 80-х годов здоровье его ухудшилось, а в 1990-м он умирает, по некоторым данным, от СПИДа.
В чём же причина такой невероятной популярности этого мошенника? Как человек с глубоким психологическим дефектом, глубоко несчастный, мог убедить своих последователей, в своей особой «цельности», в том, что через него люди могут найти счастье? Вероятно, что во многом здесь повинна коллективная жажда романтического, которым так обильно «кормил» своих наивных последователей новоявленный гуру. Раджниш предложил своим адептам некую сказку, некий миф, возвращающий в детство, стремящийся преодолеть внутренние конфликты напряжённой ясности сознания через снижение критичности, через опьянение духа. Древнегреческий бог Дионис, бог опьянения и экстаза, трагедии и радости, захватил массы, которые слепо подпали под обаяние патологического маньяка, стремящегося заполнить ужасную пустоту в своей душе, и создающего иллюзорную полноту. В этом смысле, Шила Силвермен метко называет Раджниша «гением обмана», и «избалованным ребёнком».
Наиболее почитаемыми «открытиями» Раджниша среди нью-эйджеров считаются «динамические медитации», которые, на поверку оказываются просто «выпусканием безумия» и одержимостью страстями. В своей книге «Медитация: первая и последняя свобода» (Пер. с англ. – СПб.: Изд. Чернышёва, 1996. – 399 с.), он говорит: «Позвольте выйти наружу всему, что необходимо удалить. Сойдите с ума… Пойте, визжите, смейтесь, кричите, плачьте, прыгайте, тряситесь, танцуйте, лягайтесь, мечитесь из стороны в сторону» (стр. 72).
Это и есть основа его знаменитых «динамических медитаций», в центре которых приёмы: несколько дней подряд безудержно смейтесь, затем, несколько дней подряд безудержно плачьте и т.д. Конечно, такое «выпускание безумия» не способствует преображению, трансформации личности, а просто подменяет подлинные чувства, одурманивает личность духовным наркотиком. Если и говорить о ролевом сценарии Диониса, то это самый примитивный уровень дионисийского сознания, в своём высшем развитии породившего театр, комедию и драму, преображающие жизнь страстей в форме искусства. Прельщение Раджнишем – это общая проблема наркотизации современной культуры, проблема снижения духовного уровня, под влиянием псевдорелигиозных культов, это романтическая жажда целостности, которая приобрела извращённые формы.
Опыт приходит сразу после того, как был очень нужен.

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 08 май 2018, 14:51
Репутация: 1
Пол:

Re: Ошо - святой или шарлатан?

Сообщение Тюхе » 14 май 2018, 21:17

Вероника Степанова уже высказалась по поводу Ошо.
| +
phpBB [video]

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Узкие темы»