Город Ур. Божества. Шумеры

Здесь обсуждают все другие религии и течения, которые не вошли в другие разделы. Викканство и Даосизм
Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Марс_Пламенный » 21 июн 2016, 03:29

Эта тема возникла в связи с интересом к городу Ур и шумерским культам Богов в результате беседы с Sinais и Meliant.

Просьба к Sinais и к тем кто располагает информацией, дать пояснения по роли Бога Сина (Нанны) и его роли в Уре. Это был главенствующий Бог или просто покровитель города, в котором наряду с ним почитались и более старшие боги Ану, Энлиль, Энки?

Добавлено спустя 29 минут 26 секунд:
Суть вопроса, разобраться, о причинах выхода Авраама из Ура в Харран, где находился второй по значимости храм Сина после храма в Уре. Каковы особенности почитания лунного бога, интересуют любые детали. Хочется разобраться почему Авраам, будучи потомком шумерского жреца Тераха (Фарры) провозглашает единобожие, хотя вокруг что в Шумере, что в Харране, что в Ханаане на то время везде можно сказать культ Баала, тельца, с жертвоприношениями и т.п. А в Ханаане, поклонялись Молоху, что по сути переводится как Царь, Господь. Так же как и Баал или Адонай.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Sinais » 21 июн 2016, 13:44

пояснения по роли Бога Сина (Нанны) и его роли в Уре. Это был главенствующий Бог или просто покровитель города, в котором наряду с ним почитались и более старшие боги Ану, Энлиль, Энки?
и главенствующий бог и покровитель, и почитались не только тройка верховных богов - но и остальные
это была семья богов, практически единый род, у многих было по городу, где именно ему\ей - возносились особые почести, но и бог-покровитель был обязан заботиться о своих жителях - определять судьбы, помогать, защищать, давать изобилие и плодородие
пример описан в мифе "Инанна и Энки":
"О мой отец, подари мне сто великих установлений (Ме), направляющих дела людей"
Суть вопроса, разобраться, о причинах выхода Авраама из Ура в Харран, где находился второй по значимости храм Сина после храма в Уре. Каковы особенности почитания лунного бога, интересуют любые детали. Хочется разобраться почему Авраам, будучи потомком шумерского жреца Тераха (Фарры) провозглашает единобожие, хотя вокруг что в Шумере, что в Харране, что в Ханаане на то время везде можно сказать культ Баала, тельца, с жертвоприношениями и т.п. А в Ханаане, поклонялись Молоху, что по сути переводится как Царь, Господь. Так же как и Баал или Адонай.
по этому вопросу надо ознакомиться с источниками и научными, историческими, и мифологическими
Харран, Ханаан были вроде как не в Шумере, тогда значимость их храмов вряд ли была актуальна для шумерийцев
в соседних странах были свои мифологические системы, где в роли Баала, глав.бога могли выступать свои боги
по Аврааму - как-то читала версии, что он вышел из Ура в связи с упадком или разорением города, это из внешних причин
из сакральных - тут могут быть разные версии, но мои построены на личных догадках
в этом вопросе вообще надо издалека заходить)
например - этнический состав избранного народа, насколько я понимаю, это собранные вместе шумеро-семитские племена и народы
и соответственно, вероисповедания и боги так же были скомпилированные
по литературе известно выражение - боги отцов наших - это Энлиль, Мардук, Син, Энки, а впоследствии уже было и поклонение различным Баалам
Авраам же был, по сути, революционером, аналогично египетскому фараону (не помню точно его имя, кажется Эхнатон) - который так же вводил единобожие - культ Амон Ра
причины таких преобразований могли быть разные:
1. Творец, либо кто-то из близких к нему иерархических структур - нашел лазейку, чтобы дать знать людям о себе и своей роли в происхождении мира
2. Старшие шумерские боги, предвидя, а возможно, предопределяя - будущее цивилизации (глобализации и пр.) - сами затеяли такие реформы и взяли на себя роль Творца, или его проводников, так сказать - полномочных представителей, выступающих под его эгидой
3. Вмешались различные местные духи, или мелкие боги
мне кажется, все эти версии могли существовать разом, но в разных периодах и обстоятельствах проявлять себя
т.е. по сути, может оказаться так, что роль Единого Бога была вроде должности ген.директора, которую в разные времена занимали разные боги
Телец же был символом многих богов, в т.ч. и Сина
про особенности почитания мало известно подробностей, но была стандартная схема взаимодействия с богами - храм, ритуалика, служение
надо посмотреть по научным источникам по особенностям поклонения Нанне\Сину, и по славлениям, заклинаниям - там обычно есть эпитеты богов и конкретика по просьбам - с чем обращались к божеству - если вас именно такой аспект почитания Сина интересует

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Марс_Пламенный » 21 июн 2016, 14:26

Эхнатон помоему революцию устроил не с Амоном Ра, а с Атоном Ра.

Тут в чем загвоздка. В Ханаане времен Аврама почитался Молох, которому приносились жертвы, в том числе и человеческие, и в некоторых случаях приносили в жертву даже детей. Про детей это не только в Ханаане было, ну вы знаете, думаю сталкивались. Так вот:
Молох - это Мелех, на арамейском означает царь, правитель. Записывается согласными как MLH. Точки тогда не писали, чтобы обозначать гласные, поэтому молох и мелех по буквам одно и то же.
Адонай - Господь. Наиболее распространенное название единого Бога у евреев. В главной молитве ШМА начинается так - Барух ата, Адонай, Мелех haОлам...что означает благославен ты, Господь, Царь всего Мира (Князь мира сего)
Баал, Ваал, Бел - это шумерско-арамейские варианты со значением господина, владыки

Если так посмотреть, то получается весь Ближний Восток фактически времен Авраама и позже покланялся единому Богу, называя его Ваалом, Адонаем, Молохом. Тогда Авраам вообще не изобретатель единобожия, а оно там и было. И тогда возможно что христианская наука в последствии исказила всю историю, говоря о том, что было язычество и разные культы разным божествам. А по сути, это могло быть единобожие, просто в каждом городе, в каждом регионе свое имя и своя специфика. Тогда получается что вообще исторического бреда целый колодец.

Если смотреть с других точек зрения, что в одной и той же стране или городе поклонялись разным божествам, тогда получается действительно многобожие. Но тогда конфликт с фактами, почему тогда все звали Бога - Господь, Владыка, Царь Мира?

Вот я и пытаюсь понять. То ли специфика лунного бога Сина повлияла на регион, и на такие термины как Синай, Гора Син (где Моисей получил скрижали), Сион, и д.р.

То есть, то ли специфика культа Сина повлияла на Аврама, который благодаря этой специфике не мог примериться с окружавшим язычеством. Не является ли специфика лунного божества какая-то особенная, не от мира сего, что он стал в оппозицию ко всему окружающему его обществу язычников?

Но тогда получается еще и вопрос, какого черта он понес сынишку своего на костер жечь, своему Мелех Ha-Олам, Адонаю своему? Если бы он был единобожником, там жертвоприношения детей и людей не должно было быть вообще. Даже в качестве испытания.

И еще момент, странный. Отец его Фарра, по упоминаниям тоже покланялся идолам, и вроде как даже занимался их изготовлением. Значит, такой факт противоречит единобожности в их семье, значит, Авраам стал единобожником после ухода из Харрана.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Sinais » 21 июн 2016, 15:42

на всем ближнем востоке до новой эры - приживала масса этносов, со своими мифологиями, пантеонами, и главбогами
не слышала про как таковое единобожие, даже если почитать научную литературу - по истории и археологии иудаизма - так же упоминания про "богов отцов наших", так же регулярные смены разных персон на должности главбога
и народ Израилев так же частенько перебегал к другим богам, т.е. по сути, не отрицал существования других богов, и какое уж тут единобожие
Если смотреть с других точек зрения, что в одной и той же стране или городе поклонялись разным божествам, тогда получается действительно многобожие. Но тогда конфликт с фактами, почему тогда все звали Бога - Господь, Владыка, Царь Мира?
я же об этом упоминала - должность была практически выборная, своего рода хозяин, ген.директор, а называть могли как угодно - главное суть - Владыка
я не знаю когда по времени Эхнатон свою реформу проводил, но могу предположить, что в Шумере раньше уже были такого рода эксперименты - наиболее ранний известный случай - когда в Вавилоне фактически реформировали многобожие в единобожие - Мардук стал главой всех богов, и взял на себя функции всех богов. Подправили мифологию, идеологию, ритуалику - и "продукт" готов
То ли специфика лунного бога Сина повлияла на регион, и на такие термины как Синай, Гора Син (где Моисей получил скрижали), Сион, и д.р.
гора Синай находится достаточно далеко от Ура, и тогда и сейчас - в другой стране, возможно просто совпадение имени и названия горы, либо потом в честь бога назвали
То есть, то ли специфика культа Сина повлияла на Аврама, который благодаря этой специфике не мог примериться с окружавшим язычеством.
что вы понимаете под спецификой культа Сина? особую ритуалику или влияние самого бога? ритуалика была идентичная по всем богам, влияние самого бога - тут неизвестно, для этого нужно плотное взаимодействие с богом
в своем традиционном мировоззрении - без влияния высших сил - у Авраама и мысли не возникало о ереси, надо понимать, что тогдашние люди росли и воспитывались в духе своей традиции и почитания своих родных богов, и с бухты-барахты у них ересь в головах не могла появиться
Не является ли специфика лунного божества какая-то особенная, не от мира сего, что он стал в оппозицию ко всему окружающему его обществу язычников?
это вы сейчас по моей 2 версии толкуете))
в этом случае - вряд ли потомок, предположительно жреца, мог встать в оппозицию остальным богам, разве что, сами боги поссорились
в исторических источниках ведь сказано - Б-г повелел Авраму встать и выйти из Ура, и он так и сделал. Не сам придумал, а под влиянием ВС. Остается вопрос - кто точно это был. На этот счет я свои версии и озвучила
Но тогда получается еще и вопрос, какого черта он понес сынишку своего на костер жечь, своему Мелех Ha-Олам, Адонаю своему? Если бы он был единобожником, там жертвоприношения детей и людей не должно было быть вообще. Даже в качестве испытания.
во первых, могла произойти смена божества или подпадание под влияние других богов, во вторых - а может так и положено было в то время подтверждать свою верность каким-либо богам
Отец его Фарра, по упоминаниям тоже покланялся идолам, и вроде как даже занимался их изготовлением. Значит, такой факт противоречит единобожности в их семье, значит, Авраам стал единобожником после ухода из Харрана.
да, это известно, отец его поклонялся своим богам, идей сына не принял. Аврам стал единобожником в Уре, сам, один. И потому и из Ура ушел - по историческим анналам и историям
Вы пытаясь исследовать истории, в которых значительную роль играли боги, а точнее послужили катализаторами и инициаторами, как-то роль самих богов вообще не усматриваете в этих процессах.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Марс_Пламенный » 21 июн 2016, 16:13

Как я помню, они сначала с отцом и братом ушли из Ура в Харран, и Авраам прожил там довольно долгое время. А потом у него уже начались припадки единобожия и он уже ушел с голосом Бога в голове из Харрана в Ханаан.

В общем, Вы полагаете, что лунное божество Син не могло иметь особой атрибутики-специфики, которая могла быть непримерима иделологически с остальными?

Син или Нанна — в шумеро аккадской мифологии бог Луны. Нанна является шумерским божеством сыном Энлиль и Нинлиль отожествляемым с семитским божеством Сином. Центральные места культа находились в городе Ур, на юге Месопотамии, и в городе Харран на севере. Также, известен как бог- покровитель мудрости.

Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье. Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Адада (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога. Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем.
Я вот не знаю, стоит или искать ответ в самом Сине, или он тут не причем..
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Sinais » 21 июн 2016, 16:28

ну может и да, в Харране голос появился, не помню подробностей таких
В общем, Вы полагаете, что лунное божество Син не могло иметь особой атрибутики-специфики, которая могла быть непримерима иделологически с остальными?
полагаю да, в предыдущие тысячелетия все было примиримо, с чего вдруг потом, при всех прежних основах - появились бы идеологические противоречия? впрочем, там бывали разные истории, которые и могли послужить предметом какого-либо раздора
как в вот в этой цитате:
Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Адада (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога.
можно предположить, что приключилась такая история между богами, сын с дочерью пошли против отца, что отразилось и на людях. Например - Син обиделся и решил сделаться одним\единым богом, т.е. назваться так перед людьми
Это, конечно, хорошо было бы сопоставить, хотя бы примерно по временным рамкам. Т.е. историю возникновения мифа и уход Авраама из Ура

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Марс_Пламенный » 21 июн 2016, 16:37

Еще вот такой момент интересует. Сказание об Атрахасисе:
Рукопожатьем боги обменялись,
Метнули жребии и поделили мир.
Затем Ану вознесся к Небесам;
Земля была дарована Энлилю.
Моря, что омывают землю,
Энки отдали, Принцу на Земле.
В Абзу Энки сошел,
Стал он правителем Абзу.
Абзу по некоторым версиям причисляют к Египту.
А́бидос (Абджу егип. ȝbḏw, др.-греч. Ἄβυδος, араб. ‏أبيدوس‎ Abīdūs)

Регион был населён уже в додинастическое время; более того, до подъёма Мемфиса в XXX в. до н. э. Абидос оспаривал у Урука честь называться самым большим и населённым городом на Земле
Не могло ли быть так что Энки это Верховный Бог какой-то династии из Египта, а Энлиль Верховный Бог Шумера, какой нибудь династии из Урука?

Понятно, что предположение довольно странное, но возможно имено жрецы династий формировали образ Бога, мифологию, место их Бога в мифологии и приписывали ему качества и атрибуты.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Sinais » 21 июн 2016, 17:05

вряд ли Абзу можно ассоциировать с Египтом, т.к. Абзу - это мировая подводная Бездна, вход в нее был около Эриду, города Энки

параллельно Энки мог бы предположительно побыть еще где-нибудь божеством, кроме Шумера, но вряд ли в Египте, у них там своя сложная культура была
а Энки - свой, родной шумерский) выходил из вод Персидского залива и всему учил людей
возможно имено жрецы династий формировали образ Бога, мифологию, место их Бога в мифологии и приписывали ему качества и атрибуты.
и такое тоже было, но все же, история началась до жреческой самодеятельности

я вам тут пару ссылок дам по теме:
http://www.svob.narod.ru/bibl.htm
http://www.svob.narod.ru/bibl/zilberman ... ishod7.htm
Зильберман Михаил Израйлевич. "Исход евреев из Египта".

и в спойлере надергала оттуда цитат по разным упоминаемым в разговоре вопросам:
| +
Обращают на себя внимание следующие строфы из псалма (Пс.109/110.4): "клялся Господом Богом, и не раскается: ты священник вовек по чину Мелхиседека". По-видимому, ещё во времена царя Давида некоторые (особенно живущие на севере Ханаана) семьи не забывали о своих жреческих (месопотамских или времён Амарны) традициях служителей ("по чину Мелхиседека") культа богов "веры отцов" (Эль-Шаддая, Абба-Энки, Сина-Цаваота, Баал-Хаддада-Сетха, Иш- тар-Астарты). Такие потомственные священники (среди которых, согласно Библии, числились и представители рода "Иуда") имели более высокий статус, нежели новые, из колена Леви (аарониты) представляющие синкретического Господа Бога Моисея: "Чин Мелхиседека превосходит чин Левия" (Евр.7).

Характерно, что Мелхиседек (по Ветхому Завету) вначале благословляет праотца Авраама, и только затем - самого Эл-Элиона, что однозначно указывает на то, что в представлении автора или составителя данного текста, роль Авраама более значима, чем положение Эл-Элиона, "Бога Всевышнего" "веры отцов" (как Эль-Шаддая),- бога иной, не "истинной" веры (либо автор - потомок египетских жрецов, либо в эпоху написания данного текста Эл-Элион (Эль-Шаддай - Энлиль) не отождествлялся с Господом Богом).

Много позднее Талмуд (Иерусалимский Талмуд закончен в IV веке н.э., а Талмуд Бабли - в VI веке н.э.; Мишна записана под руководством рабби Йегуды Анаси в III веке н.э.) усмотрел Божий промысел в нарушении очерёдности благословения. Вина, прегрешение, Мелхиседека (Эл-Элион - уже отождествлён с Господом Богом, ("Недарим", 32б)) должно было послужить правовым основанием для передачи священничества от запятнавших себя этим грехом, осквернённых "священников по чину Мелхиседека", коhэнам из колена Леви (49-2.с136).

После 927 г. до н.э., когда царство, созданное Давидом, распалось на Израиль и Иудею, первый царь Израиля Иеровоам I (927-907 гг. до н.э.) отказался от догматов монотеистической "истинной веры" и вернул народ свой (десять израильских родов) в лоно языческой "веры отцов": "Написал Я (Господь Бог) ему (колену Ефремову) важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие" (Ос.8.12.).

Заметим, что Иеровоам I, восстановив культ тельца, бога Сина, отверг, упразднил, лишь "чужую", египетскую, часть (Элоhим, см. ниже) синкретического Господа Бога, - идею монотеизма, оставив шумеро-аккадскую составляющую - Йаhуе (Господь, Адонай, Ашем). Царь Иеровоам I тем самым фактически очистил древние месопотамские установления "веры отцов" от прогрессивного, но чуждого египетского влияния. Такая точка зрения подтверждается и предположением И. Кауфмана (40.с49): "Золотой телец, которого израильтяне сделали ещё в бытность у горы Синай, был задуман как образ Йаhуе, а не чужого бога". Примечательно, что государство Израиль астрологически ассоциируется с Тельцом.

Безусловно, немалую роль сыграли в этой религиозной реформе и политические соображения. Местопребывание главного бога страны не могло находиться за её пределами, во враждебном государстве,- это ослабляло власть и престиж царя Израиля. "И говорил Иеровоам в сердце своём: царство (моё) опять может перейти к дому Давидову, если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношений в доме Господнем" (3Цар.12.26-29). Царь Израиля заменил всех левитов (как служителей культа иного, чужого израильтянам бога (Элоhим), не Йаhуе) на священников "по чину Мелхиседека". "Царь сделал двух золотых тельцов, и сказал народу: ...вот боги твои, Израиль. И поставил одного в Бейт-Эле (Вефиль), а другого - в Дане... И построил он капище (храм) на высоте и поставил... священников, которые не были из сынов Левииных" (3Цар.28-32). Прежние же священнослужители (левиты) были "изгнаны" в Иудею (2Пар.13.8 ). Перед тем, как приступить к богослужению в новом храме, по обычаю предков "капище" бога Луны было, по древней традиции, освящено тельцом и семью овнами (2Пар13.9).

Существует достаточно свидетельств тому, что доиудаистический, ветхозаветный (библейский) монотеизм (учение Моисея, мозаизм), как совокупность религиозного мировоззрения и практики отправления культа, выкристаллизовался в результате сплава двух концепций: монотеистического учения Эхнатона и шумеро-аккадского политеизма, традиционной "веры отцов" (см. Кн.I).

"На протяжении третьего тыс. до н.э. шумеры выработали религиозные идеи и духовные концепции, которые оказали огромное влияние на современный мир, особенно через иудаизм, христианство и мусульманство",- писал С. Крамер (9. с132). Об учении Эхнатона и его связи с Танахом изложено выше.

"Шумерские мудрецы,- пишет Крамер (9.с13),- разработали веру и кредо, в известном смысле оставляющие "богу богово", а также признали и приняли неизбежность ограничений бытия смертных, особенно их беспомощность перед лицом смерти и Божьим гневом".
Совет, собрание богов, и принимаемые на них "коллегиальные решения", часто фигурируют во многих шумеро-аккадских текстах. Подобный "демократизм" в мире богов специалисты склонны признавать специфической особенностью исключительно шумеро-аккадской религии и мифологии (31.с143). Отметим, что элементы "коллегиальности" при принятии решений встречаются и у египтян (решение Ра об истреблении людей), и у ханаанеев (о выдаче бога Балу богу Йамму в качестве раба).

Как удостоверяет Ветхий Завет, Всевышний, подобно шумерскому Ану, египетскому Ра или ханаанейскому Илу, также является отцом богов (Пс.81) и главой Совета богов, созываемого с определённой регулярностью (Книга Иова). "Бог стал в сонме (собрании) богов; среди богов произнёс суд,- "Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего - все вы. Но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей" (Псалом Асафа). О каких-либо "коллегиальных решениях", принятых на Совете под председательством Господа Бога, неизвестно (может быть, за исключением судьбы Иова).

Согласно сведениям Пятикнижия, кровнородственные роды: "Симеон", "Ле- ви" и, возможно, "Иуда", для каждого из которых (Кн.I) личным и родовым богом (илу) являлся Телец ("вот бог твой")- бог Луны Син (Йаhуе), собрались у горы Синай, и поэтому "Праздник Господу" принял массовый, племенной характер.

Аарон - патриарх из старинной жреческой семьи рода "Леби", священник "по чину Мелхиседека", знающий обычаи "веры отцов", по месопотамской традиции возглавил организацию и проведение праздника своего колена: изготовление и освящение эмблемы бога и жертвенника, принесение благодарственных жертв, коллективную трапезу (совместно с личным для каждого участника богом), ритуальное пение и танцы.

Так же как и название вод ("Мерива", ивр.- "спор, распря, битва") хранит в себе память о характере конфликта в оазисе Кадес Барнеа, наименование пустыни ("Син") содержит в себе намёк на причину и содержание этого события. Существует мнение (14.с462), что и другое, более позднее, библейское название горы Хорив - "Синай", происходит от одного из имён ("Син") шумеро-аккадского бога Луны (наименование "Хорив" впервые упомянуто в Исх.3.1, а "Синай" - в Исх.19.1) и, вероятно, связано с отождествлением Йаhуе-Сина (Господа) со Всевышним (Элоhим), являвшимся монотеисту Моисею на горе Хорив.

Для людей, издревле исповедовавших веру в богов шумеро-аккадского пантеона, "Элоhим" ассоциативно могли представляться в виде совокупности, состоящей из Ана, Энки, Энлиля, Сина и Шемеша. Для колен "Иуда", "Симеон" и "Ле- ви", у которых личным богом являлся бог Луны Син (Йаhуе, Йаhу), особенно хо- рош был Ра: "господин новолуний", его воплощением в Гелиополе считался бык; а в "Текстах пирамид" о Ра говорится как о "золотом тельце", рождённом коровой - богиней Неба (подобно Нингаль); в качестве одного из глаз бога Ра была Луна (всё это - отголоски смены в Египте лунной религии на солнечную).

Очевидно, что на начальном этапе миссионерской деятельности Моисея боги "Йаhу" и "Элоhим" - два различных божества: первый - древний шумеро-аккадский бог; а второй - бог монотеистического учения фараона Эхнатона, отрицающего существование иных богов, в том числе и Йаhу.

В результате "симбиоза" Йаhу и Элоhим, статус бога "веры отцов" заметно повысился. Имя "Йаhу" перестало восприниматься просто как одно из наименований шумеро-аккадского бога Луны Сина, сына царя богов Энлиля. Так, на вопрос паствы: "Кто, как Ты, Господи, между богами?" (Исх.15.11), Священное Писание отвечает: "Господь (Йаhуе) есть царь великий над всеми богами" (Пс.94.3); "Бог богов, Господь (Йаhуе)" (Пс.49.1). Этот факт прекрасно высвечен теофорным именем одного бениаминита: "Белийаh" - "Мой Бел (Энлиль, Всевышний) - Йаh".

Моисей, как уверяет осведомлённый в тонкостях потомок египетских жрецов, всего лишь "погрешил устами своими", т.е. на словах, а не по сути, присоединил имя "языческого" бога Сина "Йаhу" к имени триединого божества "Элоhим" (и как бы, тем самым, не изменил содержание единого и единственного Бога учения Эхнатона, не перечеркнул великую идею монотеизма).

Какими же аргументами мог руководствоваться пророк, высокоэрудирован- ный Гелиопольский жрец, в казуистике данного вопроса, безусловно, никак не желая задействовать в учении Эхнатона, шумеро-аккадского по происхождению, бога Сина (Наннара) под аккадским названием "Бог (да) поможет, (да) охранит"?

Помимо бога Луны Хонсу ("Странник"; возможно, "Уходящий"), сына Амона и богини Мут ("Мать") в Фивах почитался и другой древний бог Луны - Йаh (Йах), (древнеегип. ('ah) - "месяц, луна"; среднеегип. Йах-("мос(и), мес(и)"- "ди- тя"), молодой, только что народившийся серп); позднеегип. Йахмосэ,- коптское), который изображался в виде человека с лунным диском и серпом на голове (т.е. в Древнем Египте различные лунные фазы почитались в виде отдельных божеств, подобно обожествлению трёх различных состояний Солнца в течение дня; полная Луна - бог Тот). Праздники бога Йаh справлялись в день новолуния (новоме- сячия) в святилище под названием "дом Луны" (49-2.с151). Йах, аналогично Сину,- "телец своей матери"; также как и Син (Йаhу), Йаh персонифицировался в виде быка (увенчанного короной). В соответствии с традициями лунной религии, все три египетских лунных божества отождествлялись.

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение zemleroika » 21 июн 2016, 19:31

Не думаю, что Авраама следует воспринимать как историческую личность, также как и Библию как валидный исторический источник. Насколько я знаю праевреи были кочевниками-скотоводами. Поэтому Авраама можно воспринимать как эпоним, собирательный образ племен которые решили откочевать из южного Междуречья на север. Причиной вероятно могло быть истощение пастбищ, изменение климата в сторону более засушливого. В Харране им возможно не понравилось что-то, а может это просто была такая дорога, т.к. если двигаться из Ура сразу в Ханаан пришлось бы пересекать Арависйскую пустыню.

Откуда информация про то, что отец Авраама был жрецом Сина (и вообще жрецом)? Что касается единобожия, то есть свидетельства что еще во времена Моисея, у Яхве была супруга, соответствующая другим западносемитским верховным богиням. Во всяком случае переход к настоящему монотеизму случился гораздо позже исхода из Ура. При этом возможно религия кочевников изначально контрастировала своей простой и близостью к шаманизму с храмовым политеизмом городов-государств.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Марс_Пламенный » 22 июн 2016, 02:52

zemleroika писал(а):Не думаю, что Авраама следует воспринимать как историческую личность, также как и Библию как валидный исторический источник. Насколько я знаю праевреи были кочевниками-скотоводами.

Откуда информация про то, что отец Авраама был жрецом Сина (и вообще жрецом)?

Во всяком случае переход к настоящему монотеизму случился гораздо позже исхода из Ура.
То что семья Авраама была не простой пишут в разных источниках.
Переход к монотеизму случился действительно позже выхода из Ура, уже после Харрана. Но вопрос когда, при Аврааме или значительно позже во времена Моисея и после Египта?

Авраам, историческая личность, но возможно его образ вобрал в себя и дополнительные описания, которых не было в действительности. То что пра-евреев воспринимают кочевниками-скотоводами это большая ошибка и голливудские фильмы и книжки с рисунками. На самом деле это был уже состоявшийся клан, с воинами, с большим количеством имущества.

Добавлено спустя 1 минуту 16 секунд:
Sinais,

спасибо большое. Прочитал то что под спойлером, дважды ценный материал. Однако, тоже есть ошибки.

Для начала, пока не забыл. Несколько моментов.

Первый:

Бог Луны в Фивах - Йах - очень интересная информация. Однако, Энки звали как Эа, Хайя, Эйа. В Египте писали слева на право или справа налево? Потому что если читать H-A-Y (Х-А-ЙЯ) по-арамейски справа налево, то получится Y-A-H. В те времена, как вы помните, писали только корневые согласные, а прочтение и гласные могло меняться.

Второй момент:

Абзу - дословный перевод вроде бы "долгая вода" или "далекая вода". Не обязательно бездна. Это могло быть море, большая вода, или обозначать просто далекое расстояние, длинный водный путь. Допустим, обитель Энки приписывалась острову Дильмун (Бахрейн), который находится в Красном Море, но там как раз недалеко до Южного Египта. Создавать поселения и колонии на той части берега вполне могли. У меня складывается такое подозрение, что Абидос-Абджу как один из древнейших и крупнейших городов мог быть обителем какой-то династии, которая или пришла из Шумера с культом Энки, либо самостоятельная династия, у которой культ Энки уже был. И по указанному отрывку, где боги бросили жребий, Энлилю отдали землю Шумера, а Энки отдали моря, включая те земли, которые находятся за пределами Шумера, то есть прибрежные зоны, и возможно в них входили и территории близкие к Дильмун, побережье Красного моря.

В таком случае, противостояние царств в лице Энки и Энлиль имело бы смысл. Ведь Египет многократко воевал с Месопотамией. А Ханаан был перешейком, сухопутным путем, соединяющим и Египет и Шумер (Аккад, Вавилон, Ассирию).

Третий момент:
Ханаан (Финикия) - Йево
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2625/ЙЕВО
Финикийский и угаритский Бог. Покровитель древнеизраильского союза племен. С первой половины 1 тыс до нашей эры культ Йево преобретает монотеистические черты.

Возможно что "Сущий" - Яхве, Иегова есть либо вариант смешанный из древности из Фив и Шумера, Y-A-H, что-то возможно даже близкое к древнему варианту Энки. Либо это финикийский вариант Йево.

Элохим
В приведеном скрытом отрывке много полезной информации, но есть такой фрагмент с неточностями.
Очевидно, что на начальном этапе миссионерской деятельности Моисея боги "Йаhу" и "Элоhим" - два различных божества: первый - древний шумеро-аккадский бог; а второй - бог монотеистического учения фараона Эхнатона, отрицающего существование иных богов, в том числе и Йаhу.
Элохим это множественное число (Боги) от слова Элох - Бог, он же Аллах. Что кстати возможно сочетание слова Эль (божество, божественное, бог) и Y-A-H (тот что в Фивах обозначен как Йах). Так вот Элохим - множественное число, никак не может быть монотеистичным учением фараона Эхнатона.

К Элохим, действительно можно относиться как к собирательному образу Богов отцов и всех колен Израиля.

Плюс, вполне возможно, что все некоторые из научных исследователей, не всегда знакомы с тем, что верховный бог имеет ипостаси и составляющие. К примеру, Сефирот и каббала появились уже после Вавилонского пленения, когда евреи в Вавилоне получили передачу о древе жизни у вавилонских жрецов. Вероятно по типу сефирот, у древних жрецов были разные имена Богов, что в Египте, что в Вавилоне.

Ну да ладно. Хватит писать.

Sinais, спасибо, Вы мне очень помогли, и удалось подтвердить кое-какие догадки на счет поэтапного формирования монотеизма и связи с Сином и Египтом.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение zemleroika » 22 июн 2016, 18:00

Марс_Пламенный писал(а):
Авраам, историческая личность, но возможно его образ вобрал в себя и дополнительные описания, которых не было в действительности. То что пра-евреев воспринимают кочевниками-скотоводами это большая ошибка и голливудские фильмы и книжки с рисунками. На самом деле это был уже состоявшийся клан, с воинами, с большим количеством имущества.

[
Не знаю, чья это ошибка, в энциклопедии Народы и религии мира. 1998 так пишут. К тому же сам текст Библии недвусмысленно это показывает - живут в шатрах, имущество исчисляется в стадах. Кланы явление более древнее, чем скотороводство. Сведения об Аврааме присутствуют только в религиозных источниках (причем в созданных уже после времени его описываемой жизни), поэтому доказательств что это была историческая личность нет.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Марс_Пламенный » 24 июн 2016, 14:11

Ваше право, можете относится к нему как к собирательной неисторической личности.

У меня своя точка зрения, не только из чтения, но и от общения с равинами, носителями традиции.

Добавлено спустя 1 день 11 часов 27 минут 55 секунд:
Мне за последние пару дней удалось прочитать кое-какие материалы.

Пока сложился следующий вывод. Ур - это Ир - в переводе "город"
Например, Ир у Шалом - Город Мира - Иерушалаим (на иврите).

Син-Нанна - действительно первоисточник для иудаизма. И не только. Как оказалось и для христианства в том числе. Дело в том что это не просто Бог Луны, а луна используется как символ троичности, Троицы, из-за ее разных состояний. Зараждающаяся луна, полумесяц, месяц. Что означает троичность Ану-Энлиль-Энки. Соответственно, в образе Луны сокрыты все трое. То есть это Единый Бог. Вот откуда единобожие. И оттуда же идет корень троицы.

В общем, информации много. Хватит на несколько статей. Потом запишу, поделюсь.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Sinais » 24 июн 2016, 20:47

кстати о Наннаре\Сине - посмотрите на символ ислама и сравните с символикой Сина

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Марс_Пламенный » 25 июн 2016, 02:51

Интересные картинки. Спасибо большое. Сохраню даже.

Там мне попадались такие сведения, что Син-Нанна имеет атрибуты луны, рогов и ладьи.
Рога и ладья по форме похожи на месяц.

Ислам имеет на флагах изображения луны, да. Но сами исламисты говорят о том, что этот символ перешел к ним после завоевания Константинополя. Это была великая столица большой империи. А вот, почему месяц был символом Константинополя? Это же христианское государство?

А оказывается образ Иисуса и христианство с луной увязаны довольно прочно. Луна была и на щитах и на крестах храмов.
Полумесяц совсем не редкость в древнерусской символике, так очень интересны данные приведённые в работе «Восточные мотивы в миниатюрах радзивиловского списка», изданной Российской Академией Наук:

Полумесяцы на боевых русских щитах:
Щит с полумесяцем в войске Святослава Игоревича
Щиты с полумесяцем в войске Владимира Святославича
Полумесяц в щите (? или в блюде) у новгородца(?)
Щит с полумесяцем у Изяслава/Всеволода Ярославичей
Щит с арабеской и полумесяцем
Щит с арабеской и полумесяцем у Святославичей
Щит с арабеской и полумесяцем у Ростиславичей
Щит с полумесяцами у Изяслава Щит с полумесяцами у Ольговичей
Щит с арабеской и полумесяцем у Долгорукого Щит с арабеской и полумесяцем у Долгорукого
Щит с полумесяцами у Андрея Юрьевича Вышгородского…
Источник: http://artpolitinfo.ru/polumesyats-ukradennyiy-simvol/
Даже немного удивительно, что символ Сина попал в христианство, а потом уже был завоеван мусульманами и выбран Османами.

Но, опять же, эта не та Луна, которая видна на небе. Луна это принцип, символ, образ обозначающий некоторые духовные качества, символ троичности, нарождения, возрождения, символ ладьи Ноя и символ колыбели Христа, символ времени - убывание, пребывание.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 3906
Зарегистрирован: 29 авг 2012, 13:18
Репутация: 688
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Lady-darkness » 27 июн 2016, 15:58

А у Иннаны символ Солнце? Тогда на исламском флаге обозначенны мужское и женское начала?
Женщины-это не слабый пол. Слабый пол-это гнилые доски...

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Sinais » 27 июн 2016, 16:35

нет, у Инанны восьмиконечная звезда, Венера, а солнце у Уту\Шамаша
Тогда на исламском флаге обозначенны мужское и женское начала?
у них там луна и солнце? получается по шумерски - отец и сын

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 3906
Зарегистрирован: 29 авг 2012, 13:18
Репутация: 688
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Lady-darkness » 27 июн 2016, 17:09

у Инанны восьмиконечная звезда, Венера,
по шумерски - отец и сын
А, понятно. :yes: @}->-- Как я понимаю, там было 2 аспекта Солнца: Шамаш и Нергал? У Нергала тоже было символом Солнце?
Женщины-это не слабый пол. Слабый пол-это гнилые доски...

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Марс_Пламенный » 27 июн 2016, 17:36

Шамаш это и есть солнце. На иврите и на арабском слово шемеш - солнце.

На ислмаском флаге луна попала из-за взятия Константинополя, это был символ города, и арабы его взяли себе. В исламе луне никакого внимания не уделяют, там все максимально обезличено.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение zemleroika » 27 июн 2016, 19:34

На исламском флаге луна попала из-за взятия Константинополя, это был символ города, и арабы его взяли себе. В исламе луне никакого внимания не уделяют, там все максимально обезличено.
В статье Бартольда В.В. К вопросу о полумесяце как символе ислама сказано, что полумесяц над мечетями встречался уже в 10 веке. При этом у арабов до принятия ислама особое внимание уделялось божествам Луны (кот. одновременно мог быть и богом неба и дождя) и Венеры (как раз звезда из символа ислама). А Солнце в условиях пустыни воспринималось неоднозначно.
Полумесяц совсем не редкость в древнерусской символике, так очень интересны данные приведённые в работе «Восточные мотивы в миниатюрах радзивиловского списка», изданной Российской Академией Наук
В оригинальной работе делаются выводы о том, что возможно рисовал иностранец, который особо не разбирался в местных реалиях, а учитывая то, что территория входила в его времена в состав Золотой Орды, не удивительно что он мог запутаться, рисовать кресты или полумесяцы.

Вообще в шумеро-аккадских мифах полно основ для библейских сюжетов. Энки и Нинмах создают человека из глины океана Абзу. Энлиля раздражают люди и он устраивает потоп и другие бедствия, а помогает спастись прообразу Ноя Энки. Шаррукина(Саргона), как и Моисея находят в корзинке отправленной по реке, при этом покровительствует ему Иштар. А про Сина(Нанну) отдельно я вообще мифов не помню, это конечно не значит что их не было, но судя по всему особой роли в общем шумеро-аккадском пантеоне он не играл.

Аватара пользователя
Учитель школы ТМ
Сообщения: 4485
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:28
Репутация: 353
Пол:

Re: Город Ур. Божества. Шумеры

Сообщение Sinais » 27 июн 2016, 20:20

Lady-darkness
Как я понимаю, там было 2 аспекта Солнца: Шамаш и Нергал? У Нергала тоже было символом Солнце?
не, солнце только Шамаш, Нергал - владыка подземного мира, его символом является булава, часто украшенная львиными головами

Изображение


У Шамаша есть еще один основной символ - крылатый диск

Изображение

Изображение

zemleroika
Вообще в шумеро-аккадских мифах полно основ для библейских сюжетов. Энки и Нинмах создают человека из глины океана Абзу. Энлиля раздражают люди и он устраивает потоп и другие бедствия, а помогает спастись прообразу Ноя Энки. Шаррукина(Саргона), как и Моисея находят в корзинке отправленной по реке, при этом покровительствует ему Иштар. А про Сина(Нанну) отдельно я вообще мифов не помню, это конечно не значит что их не было, но судя по всему особой роли в общем шумеро-аккадском пантеоне он не играл.
да, вы правы, разместила статью по этой теме, по материалам Крамера - viewtopic.php?f=25&t=138365
Син играл большую роль, и был участником мифов, но отдельных да, я тоже не помню

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Другие верования»