Несколько не верная трактовка. Особенно про саттву.
Я вчера специально вырезку из очень хорошой книги разместил на эту тему: viewtopic.php?f=23&t=153337
Результат связан с проявлением. С за проявление как раз отвечает саттва.
Сомневаюсь за качество перевода слова "сковывает". Но нужно смотреть контекст. Пришлось поискать:При этом в Бхагавад-гите сказано, что саттва "сковывает влечением к радости и влечением к знанию"
В Главе 14 стихе 6 Шри Кришна описывает саттву и мне очень понравился перевод некого В.Г. Эрмана: «Из них истовость (саттва), чистотою своей природы [все] озаряющая, чуждая недуга, сковывает влечением к радости и влечением к знанию, о безупречный».
Из этого перевода «выпала» еще одна веревка, связывающая и удерживающая человека в саттве, особенно крепкая в сочетании со словом «сковывает» – это влечение к радости. В общем, вайшьи и шудры риши стать не могут, для этого им вначале нужно утвердиться в саттве, стать брахманами или царями среди кшатриев или полубогами. Очень расширяет понятие «риши» Бхактиведанта Свами Прабхупада в своем коротком комментарии к этому стиху.
«Риши - это те, кто достиг совершенства на духовном пути. Этого может добиться КАЖДЫЙ, будь то царь или нищий. Все риши находятся под влиянием гуны благости». Из комментария явствует, что не варна, а выбор духовного пути своего развития может привести человека к такому этапу совершенства как риши. Другое дело, что именно саттва своей чистотой, знаниями и безошибочностью делает достижение этого совершенства естественным ходом. Мой вывод такой: вайшья, кушая исключительно саттвичные продукты, общаясь исключительно с раджариши и изучая священные тексты исключительно с брахмариши может в этой жизни стать риши. «Узнав о приближающейся смерти великого воина, все они собрались там. Сам Бхишмадева тоже был одним из брахмарши и главой потомков царя Бхараты».
Теперь понятен контекст. Однако, все же, с такой трактовкой нужно быть аккуратней, потому что гуны это природные начала, которые формируют вещи и явления. И саттва очень важный элемент отвечающий за формирование, сотворение.
Это фрагмент из статьи которую я разместил на сайте. Рекомендую посмотреть. Статья эта - выдержка из довольно серьезной качественной книги, а не откуда-то из интернетов.Саттва означает сущность или форму, которую нужно воспринять, тамас является препятствием к ее восприятию, а раджас представляет силу, которая преодолевает препятствия и делает явной форму сущности.