Про логику и аналитическую медитацию в буддизме

Будда, далай-лама, дхарма, карма, Тибет... Обсуждение вопросов о буддизме

Ответить
Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Про логику и аналитическую медитацию в буддизме

Сообщение zemleroika » 25 авг 2018, 00:17

Логика служит в тибетском буддизме и особенно в школе Гелуг необходимым базисом познания
трансцендентальной философии пустоты (тиб. stong-pa-nyid), и основанный на логике рационалистический подход является в системе изложения Учения Будды в школе Гелуг преобладающим. обретение трансцендентальной мудрости прямого постижения пустоты – это, как объяснил Дже Цонкапа, для большинства существ «эпохи упадка», которые являются так называемыми «сандаловыми учениками», с трудом поддающимися воспитанию, процесс очень длительный и постепенный.
В этом постепенном процессе логические исследования и аналитическая медитация чрезвычайно важны. Вообще аналитическая медитация развертывается как продвижение сознания через несколько стадий от недостоверного восприятия к достоверному восприятию. Начальная стадия – обычное, извращенное восприятие вещей, от которого совершается переход к сомнению в его правильности, а затем через правильное предположение – к концептуальному познанию пустоты – вещей, как они есть, без онтологического преувеличения и приписывания (тиб. sgro ‘dogs). После этого на основе достоверного концептуального познания (тиб. rjes dpag tshad ma) происходит переход к прямому достоверному познанию (тиб. mngon sum tshad ma). До тех пор, пока не достигнуто достоверное концептуальное постижение пустоты, логический анализ играет главную роль при культивировании высшей мудрости, служащей противоядием от коренной клеши – неведения. Логика является необходимой предпосылкой правильной медитации в тибетском буддизме. Но для того чтобы овладеть логикой абсолютного и относительного познания реальности, необходимы, как объясняют тибетские мастера Дхармы, предварительные упражнения по очищению и подготовке «поля» ума, по накоплению духовных заслуг
И.С. Урбанаева
ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКОЙ ЛОГИКИ И ЕЁ РОЛЬ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ


Согласно буддийскому учению, медитация делится на два вида: випашьяна – аналитическая
медитация, основанная на размышлении и анализе; шаматха – однонаправленное или фиксированное сосредоточение, нацеленное на успокоение ума.
Випашьяна и шаматха – виды медитации, которые различаются с точки зрения способа медитации, но не с точки зрения объектов сосредоточения. Поэтому объектом шаматхи может быть пустота или же одно из множества явлений; точно также объектом випашьяны не обязательно является пустота – этим объектом может быть один из множества существующих феноменов. Как правило, школы или центры медитации придерживаются определенного вида, но по факту они часто используют оба вида как дополнение одного к другому
Аякова Жаргал Аюшиевна
Медитативный буддизм в США


В буддийской традиции различают два основных вида медитации – аналитический и фиксированный, или созерцательный [5, c. 32]. Первый вид медитативной практики характеризуется активным состоянием ума; происходит исследование на понятийном уровне и анализ этого с целью обретения убеждения и твердого намерения. Аналитическим видом медитации в буддизме, к примеру, являются размышления о драгоценности человеческой жизни, непостоянстве, о неизбежности закона кармы, о всепроникающем страдании в мире обусловленного существования – сансаре [14]. Ее применение благотворно, однако не обеспечивает подлинного переживания природы ума.Созерцательная практика обычно следует за аналитической.
Найданова Софья Минжировна
Буддийские практики как духовный способ лечения в тибетской медицине


Первая категория, известная как випассана (пали; санскр. випашьяна), считается противоядием против невежества (авидья), вторая, известная как саматха (санскр. шаматха, «успокоение»), рассматривается как противоядие против аффектов (санскр. клеша, аварана, «омрачения»). Випашьяна определяется как «исследование» (миманса), различение искусных (кушала) и неискусных (акушала) состояний – дхарм. Она включает интеграцию принципов буддизма в индивидуальный опыт адепта путем постоянного упражнения в рассмотрении всех явлений с точки зрения: 1) трех характеристик бытия (трилакшана): непостоянства (анитья), бессамостности (анатма) и неудовлетвворенности (духкха), пяти скандх индивида – тела (рупа), ощущений (ведана), концептуализации (санджня), формирующих факторов (санскара) и распознавания (виджняна); 2) глубинной взаимозависимой природы явлений (пратитья самутпада).
В. Г. Лысенко. Место философии в буддизме

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Про логику и аналитическую медитацию в буддизме

Сообщение zemleroika » 26 авг 2018, 12:55

Более простой пример, что такое випашьяна и шаматха от Пелевина)
"— Ну, например, есть шаматха и випашьяна. Это такие медитации. Скучные, как разведение редиса. — В чем они заключаются? Борис задумался. — Ну если на простом примере… Вот, например, выпили вы водки и не можете ключи от квартиры найти. И думаете: «Где ключи? Где ключи? Где ключи?» Это шаматха. А потом до вас доходит: «Господи, да я же совсем бухой…» Это випашьяна. "

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Про логику и аналитическую медитацию в буддизме

Сообщение Марс_Пламенный » 16 окт 2018, 04:25

zemleroika писал(а):
25 авг 2018, 00:17
к концептуальному познанию пустоты – вещей, как они есть, без онтологического преувеличения и приписывания
очень крутая фраза. Передающая всю суть буддизма )))) Вот ее понять и использовать, больше ничего можно не читать и не изучать.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Про логику и аналитическую медитацию в буддизме

Сообщение zemleroika » 16 окт 2018, 13:16

Марс_Пламенный писал(а):
16 окт 2018, 04:25
Вот ее понять и использовать, больше ничего можно не читать и не изучать.
Вряд ли возможно для человека постоянное безошибочное познание.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Про логику и аналитическую медитацию в буддизме

Сообщение Марс_Пламенный » 16 окт 2018, 13:25

zemleroika

А может оно и не нужно. Если мы бы знали как надо, мы бы делали по инструкции и не развили бы другие навыки.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Посетитель
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 08 дек 2017, 13:27
Репутация: 61
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Про логику и аналитическую медитацию в буддизме

Сообщение Green T. » 19 ноя 2018, 20:48

:smile: zemleroika
где ключи
:smile:

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Буддизм»