Дзен как практика восприятия реальности.

Будда, далай-лама, дхарма, карма, Тибет... Обсуждение вопросов о буддизме

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Марс_Пламенный » 10 июн 2018, 03:49

Йер писал(а): если Дзэн себя позиционирует как Аниатман, антисамость, антиведы, антибрахманизм, на что Дзэновцы опираются при работе над осознанием, проникновением в сердце реальности, как не на свою самость?
Действительно.

Дзэн это идеологический минимализм.

Там не опираются на сутры, философию. Дискуссии для дзэна о природе мира и ее устройстве бессмысленны, поскольку это очень специфическая система медитативной практики.

Из-за этого дзэн нельзя назвать полноценной религией, поскольку теоретической базы самый минимум. Это больше метод, практический подход к выходу из привычного состояния человека с кучей размышлений и эмоциональных переживаний и вхождению в созерцательное состояние, спокойное, в котором он фокусируется не на вопросах ума, а на качестве своего состояния и качестве действий.

В некотором смысле дзен находится на лезвии контакта внутреннего и внешнего. На самом острие. В настоящем моменте. Это очень открытое и внимательное состояние к происходящему - путь сердца.

В отличии от других направлений буддизма, где сознание углубляется и развивает глубину постижения внутреннего мира и только потом возвращается во внешний мир, чтобы научится быть с ним в равновесии. В дзен нет такого глубокого смыслового погружения в суть природы мира, со всеми уровнями и так далее. Поскольку это глубокое погружение требует многих часов осмысления, фокусировки на внутреннем, на высших принципах. Он как-то изначально построен в успокоении ума, стремится не к его глубине, а к прозрачности призмы восприятия.
Йер писал(а): как не на свою самость?
Допускаю, что в каких-то случаях самость может выпирать.

Но для дзэн самость не имеет смысла и не эффективна как качество.

Идеал в дзэн - это смирение и покорность судьбе. В дзэн человек не является бунтарем против несправедливости или против обстоятельств, он живет в симбиозе с происходящим и занимается своим делом. Это естественно вытекает из практики дхъяны, позиция наблюдателя. Но, при этом, как жизненная стратегия очень интересен, поскольку реализует принцип - "тише едешь дальше будешь". А так же коррелирует с принципом "поспешишь - людей насмешишь". То есть, отсутствие спешки. А спешка и самость это в общем-то связано с природой эгоизма, с природой ума, с его импульсивностью, если он не под контролем. Когда ум под контролем, призма восприятия очищенна, человек спокойно живет и наблюдает действительность. А вот когда есть самость, она все оценивает, чего-то старается избежать, куда-то старается прибежать, хочет самовыразиться. Это, на мой взгляд не цель дзэн. В нем, как раз, наоборот, самость нейтрализуется, расстворяется в повседневных действиях. Человек там воспринимает себя не как личность отдельную от мира, а воспринимает себя как часть процесса, как со-бытиё внутреннего и внешнего, и он определяется качеством этого со-бытия, насколько он растворен и слит в единое целое с тем, что он делает.

Если он будет думать о себе, он мастерства в действии не достигнет, поскольку всегда у самости будут страхи, переживания, принятие, не принятие.

Это конечно, мое субъективное видение. Но построено на изучении материала о дзен, изучении жизненного пути патриархов дзэн направления в Японии, и общении с носителями традиции дзэн.

Давайте посмотрим. Индийская культура говорит следующее, все в мире это Атман. Высшая природа воплощенная в вещах, объектах, явлениях.

Буддизм говорит все что существует, не существует само по себе, а осознается благодаря наличию природы Будды в человеке и в окружающих его вещах. То есть природа Будды оживляет мир, делает его явным, возможным для ощущения и постижения.

В Дзен построен на буддистких школах философии таких как мадхъямика и йогачара, и в целом, считает что бессмысленно постигать природу мира, природу Будды посредством изучения текстов и философии, и предлагает чисто практический метод, глубокое сосредоточение и созерцание. Перед ним не стоит вопрос о нирване, он его вообще не воспринимает и считает это уловкой ума. А значит нет причин для попытки побега из сансары и построения сложных оценок что делать, а что не делать.
Так же не стоит вопрос о скадхах, из-за которых буддисты южного направления себе шею сворачивают.

Если подвести итог. Опора идет на качество действия, на процесс. На соединение внутреннего и внешнего в настоящем моменте.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 08 окт 2017, 09:01
Репутация: 39
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Йер » 10 июн 2018, 06:06

Марс_Пламенный писал(а): Если подвести итог. Опора идет на качество действия, на процесс. На соединение внутреннего и внешнего в настоящем моменте.
Гипотетически если представить, что осталась в живых на Земле одна женщина и община монахов Дзэн-буддистов, интересно во что может перерасти их религия?))) ведь жизнь надо продолжать, в этом плане Ошо красава, написав, что монахи забивают свою сексуальность бетонными плитами догм ...ну что то около того...
Вера означает прыжок в неизвестное без каких-либо доказательств...

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Марс_Пламенный » 10 июн 2018, 06:39

Йер писал(а): Гипотетически если представить
Это не имеет смыла.

Дзен не запрещает сексуальные отношения. Он обращает твое сознание и ум на правильный подход к действительности.

Ты живешь своей жизнью. Если есть жена - то секс это норма.

А если ты не женат, и вместо того чтобы жить своей жизнью думаешь о сексе как источнике наслаждения, это говорит о том, что ум просто повернут на эти мысли, что сконцентрирован на поиске наслаждения, что ему не хватает эмоциональных переживаний.

И у практикующего есть выбор. Можно сместить фокусировку внимания на решение проблемы, вместо того чтобы ее выталкивать из поля зрения, блокировать или вместо того чтобы фанатично гонятся за наслаждением в сексе, которое всегда будет ускользать и требовать еще и еще.

То есть, либо ты меняешь восприятие и отношение к этой теме, либо это остается продолжающейся проблемой. Нерешенной и беспокоящей. Это касается любой ситуации или проблемы появляющейся в поле зрения. Универсальный принцип.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 181
Зарегистрирован: 08 окт 2017, 09:01
Репутация: 39
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Йер » 10 июн 2018, 07:10

Тут ко мне ничего не имеет отношения))) потом мистики Тибета используют это инстинкт для пуска трансовых состояний, универсальный принцип)))
Вера означает прыжок в неизвестное без каких-либо доказательств...

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Марс_Пламенный » 10 июн 2018, 07:11

Йер

Да я не про Вас, а в общем. Описание просто такое получилось.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Собеседник
Сообщения: 518
Зарегистрирован: 18 май 2018, 15:07
Репутация: 75
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Diving » 11 июн 2018, 22:14

Марс_Пламенный
Здравствуйте.
Могу ли Вас попросить описать своё видение на жизнь Шакьямуни и его приход в состояние просветления. Полагаю Вы проникли довольно глубоко в жизнеописание этого будды.
С уважением.

Собеседник
Сообщения: 518
Зарегистрирован: 18 май 2018, 15:07
Репутация: 75
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Diving » 11 июн 2018, 23:06

Йер писал(а):
Марс_Пламенный писал(а): Если подвести итог. Опора идет на качество действия, на процесс. На соединение внутреннего и внешнего в настоящем моменте.
Гипотетически если представить, что осталась в живых на Земле одна женщина и община монахов Дзэн-буддистов, интересно во что может перерасти их религия?))) ведь жизнь надо продолжать, в этом плане Ошо красава, написав, что монахи забивают свою сексуальность бетонными плитами догм ...ну что то около того...
Здравствуйте.
Буддизм - философия беспристрастных рационалистов. Соприкоснувшись с Дзогчен у меня заметно снизилась сексуальная активность. То есть вроде как для здоровья это неплохо, примерно в таком ключе. Что касается одной женщины на группу буддистов, то женщине отберут наиболее здоровых, молодых мужчин и создадут максимально комфортные условия жизни. Такое воззрение.
С уважением.

Собеседник
Сообщения: 759
Зарегистрирован: 17 май 2016, 13:04
Репутация: 159
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение div_china » 11 июн 2018, 23:12

Diving писал(а): то женщине отберут наиболее здоровых, молодых мужчин и создадут максимально комфортные условия жизни.
а у вас женщина предмет что ли? - ей отберут и создадут. спросить не забудьте.

Собеседник
Сообщения: 518
Зарегистрирован: 18 май 2018, 15:07
Репутация: 75
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Diving » 11 июн 2018, 23:19

div_china писал(а):
Diving писал(а): то женщине отберут наиболее здоровых, молодых мужчин и создадут максимально комфортные условия жизни.
а у вас женщина предмет что ли? - ей отберут и создадут. спросить не забудьте.
В обществе мужчин буддистов женщина непременно вступит в это сообщество. Вопросы будут излишни
С уважением.

Собеседник
Сообщения: 759
Зарегистрирован: 17 май 2016, 13:04
Репутация: 159
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение div_china » 11 июн 2018, 23:22

Diving писал(а): Вопросы будут излишни
Вот это самомнение. Это я понимаю. Взял за волосы и того. Мечта прям.... :wink:

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 11157
Зарегистрирован: 03 мар 2012, 15:18
Репутация: 1700
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Fiolina » 11 июн 2018, 23:40

Марс_Пламенный
Что вы посоветуете почитать, чтобы можно было бы ближе познакомиться с практикой дзен?
Я ранее читала, но все попадалось отрывистыми кусками, хотелось бы познакомиться с информацией из источников или от великих учителей.)
Марс_Пламенный писал(а): готов поделиться своими наблюдениями и некоторым практическим опытом связанным с этой темой.
Интересна именно практика) Может быть, какие-то ежедневные упражнения?..
Спасибо.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Марс_Пламенный » 12 июн 2018, 03:53

Diving писал(а): Могу ли Вас попросить описать своё видение на жизнь Шакьямуни и его приход в состояние просветления. Полагаю Вы проникли довольно глубоко в жизнеописание этого будды.
Описания жизни Гаутамы из рода Шакья, имеет множество привнесенного. Поскольку записывать начали только спустя 300 лет, у нас нет никаких оснований для достоверности этих сведений. 300 лет передавать устно - это значит, что любой передающий мог вплетать в образ жизни и мыслей Гаутамы что-то свое. Кроме того, добавления могли быть и в письменные источники. Наиболее древние тексты, дошедшие до нас относятся уже к нашей эре. По памяти точно не могу сказать, но как минимум это 500-700 лет спустя после смерти Будды. Как минимум.

Второй момент, который нужно учитывать, исторические события, упадок брахманской культуры, социально-экономический кризис, княжества на территории Индии обретают возможность обосабливаться и вести свою политику и принимать свои религии. В описании жизни Будды у академика Лысенко есть информация не только о том, что Будда был княжеского рода, но и о том, что у него были родственники братья, тоже князья правители , которые ему оказывали поддержку.

Мое личное мнение после этого сложилось такое, что буддизм это не только учение, это еще и политическая ситуация в одном из довольно крупных северных княжеств, которое приняло буддизм в качестве государственной религии. Поэтому, не стоит воспринимать буддизм как особую, невероятную систему практики разработанную Буддой, сам по себе он ничего нового не изобрел. Буддизм изобретался и выстраивался уже мыслителями, философами, практиками после смерти Будды, как по философским концепциям, так и по легендам и изречениям приписываемых Будде. Более того, он динамично развивается и по сей день, осмысляя старые вещи на новый лад, добавляя туда какие-то актуальные современные вещи.

Если говорить непосредственно о методах практики Будды, то есть указание на то, что он получал свой первичный опыт в среде шраманов. Но поскольку он был князем, то можно быть абсолютно уверенным в том, что он получил достаточно обширные для того представления о религии, о методах брахманской культуры. Поскольку в княжеских домах всегда ведут обучения детей лучшие учителя. То есть кое-какие мировоззренческие установки и философская база у него уже была до того, как он ушел в среду монахов аскетов (шраманов). Шраманам приписывается альтернативный подход, неведический, скорее всего сочетавший методы древней йоги и тантры. Поэтому, большинство элементов практики буддизма, та же дхъяна - присутствует и в йоге.

То есть, вот в такой аскетической среде духовных подвижников Будда учится какое-то количество лет у разных учителей, потом уходит практиковать сам, и выбившись из сил достигает просветления. Потом встречает своих бывших учеников, которым рассказывает о своих изменениях, и они признают в нем учителя. И в дальнейшем образуется община практикующих вокруг него.

Первичный буддизм - это закрытая структура - сангха, монашеская община, с упором на практику, с правилами поведения. Потом уже Буддизм эволюционирует в разные формы, в открытые как махаяна, и мистические-тайные как некоторые ваджраянские направления с упором на почитание учителя и прочие вещи.

Надо сказать, что есть упоминание о том, что Будда умер от несворения желудка, после того как поел некачественного мяса. Что говорит о том, что никакой лучезарной волшебной чудесной святости там не было. Вознесения в радужном теле, судя по всему тоже. Если бы он был мистиком-волшебником, мог бы вознестись без того, чтобы отравиться мясом. И мог бы это мясо распознать.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Марс_Пламенный » 12 июн 2018, 04:02

Fiolina писал(а): Что вы посоветуете почитать, чтобы можно было бы ближе познакомиться с практикой дзен?
Вот есть список книг по Дзэн. http://www.koob.ru/dzen/

Я бы посоветовал Кодо Саваки, Догэн, Тит Нан Хан почитать. Еще мне понравился Такуан Сохо, если найдете, там помоему в списке нет.

Не рекомендую читать Ошо, поскольку тот позволяет себе вольные интерпретации, и к практике дзэн в оригинальном виде отношения не имел, в отличии от остальных авторов.
Fiolina писал(а): Интересна именно практика) Может быть, какие-то ежедневные упражнения?
1. Практика дзадзэн. Чтобы было не скучно сидеть просто так, предлагаю добавить счет до 100 вдохов. Плавно-медлено, спокойно, не спеша. Чтобы не торопиться ускорить практику. Поза полулотоса, глаза чуть-чуть приоткрыты, смотреть перед собой, но внимание направлять на ощущения возникающие в сознании. После 30-50 вдоха мысли уже улягутся, а сознание будет буквально светлеть, за счет концентрации внимания, приток ясности и осознанности.

2. В течении дня, выполняя любое дело, стараться сохранять осознанность. Чтобы осознавать что вы делаете, почему вы делаете, как вы делаете. Улавливать импульсы и намерения, почему вас включает в действие, что-то нужное или не очень нужное. Что-то важное или какая-то хотелка хочет реализоваться. И делая дела улавливать качество действия, насколько сосредоточенны и насколько аккуратно делаете процесс. Или что-то отвлекает и почему отвлекает, ум скачет или другие желания тянут.

Это хороший фундамент. На нем можно много чего построить в дальнейшем. Но первое без второго работать смысла иметь не будет. А второе без первого будет невозможным. Поэтому нужно выполнять оба пункта.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Собеседник
Сообщения: 518
Зарегистрирован: 18 май 2018, 15:07
Репутация: 75
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Diving » 12 июн 2018, 08:27

Марс_Пламенный
Теперь вероятно понимаю почему Вы выбрали Дзен.
В Дзогчен меня радует философия, углубление до естества, истока. Но все эти посвящения, ритуалы, тайный мистицизм чисто органически не вписываются в мою культурно-ментальную среду и несколько напрягают.
С уважением.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Марс_Пламенный » 12 июн 2018, 11:12

Diving

Тибетский ваджраянский буддизм, да и вообще тантрический буддизм, который есть так же и в Японии, очень интересен и очень действенный. Дзен значительного сдвига не даст, если человек не готов. А точнее вообще дзен никакого сдвига не даст, он просто фокусирует на реальности. Если превращение какое-то качественное и идет, то десятилетиями, в покое, понемножку.

Для большинства людей такая медлительность неприемлима. Они хотят мистики и мгновенных результатов, заметных, явных. Поэтому мистические традиции всегда будут актуальны, и даже если их искоренять, они все равно будут проявлены вновь под новыми образами.

Ваджраяна у меня вызывает уважение своими символическими методиками настроек и сдвига в новые состояния. К тому же, надо учитывать, что социум не может застыть в спокойствии и наслаждаться тем что есть, это будет вести к упадку. Ваджраяна и мистические культы, системы, взгляды нужны чтобы вдохновлять и стимулировать раскрытие в человеке его потенциала. Что-то должно двигать внутреннее движение в обществе, какие-то цели, идеалы.

И образы, символы играют самую ключевую роль в идеологии социума, они создают мировоззренческую базу. Все остальное это уже детали и тонкости.

И я думаю, что мистицизм и некоторые элементы мистической практики у человека должны быть в арсенале, просто для себя. Когда вдруг понадобиться активировать потенциал и пустить его в реализацию.

Иначе, в покое и равновесии можно застрять, заснуть, потерять мотивацию к социальной деятельности. Это обратная сторона медали. Должны быть противовесы.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 11157
Зарегистрирован: 03 мар 2012, 15:18
Репутация: 1700
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Fiolina » 12 июн 2018, 23:21

Марс_Пламенный писал(а): Я бы посоветовал Кодо Саваки, Догэн, Тит Нан Хан почитать. Еще мне понравился Такуан Сохо, если найдете, там помоему в списке нет.
Большое спасибо) Такие подсказки важны, как помощь.
Упражнения такие выполняю периодически, второе -- осознанные действия, вовлеченность в процесс, вообще интересное занятие, такое практикую также давно. Особенно помогает, когда занимаешься той работой, которая не очень нравится, но необходима: чистка картофеля, глажка белья..) Действия открываются с новой стороны, и кожура картофеля становится частицей тебя и мира.. ))

Как вы относитесь к практике, когда, наоборот, уходишь от осознания действий или каких-то мыслей, а в состояния не-мыслия или безмолвия воспринимаешь весь окружающий тебя мир целиком, без деления на части, без определения своего места, времени или деталей..? Просто есть все единое, момент единения всего..

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Марс_Пламенный » 13 июн 2018, 04:17

Fiolina писал(а): Как вы относитесь к практике, когда, наоборот, уходишь от осознания действий или каких-то мыслей, а в состояния не-мыслия или безмолвия воспринимаешь весь окружающий тебя мир целиком, без деления на части, без определения своего места, времени или деталей..? Просто есть все единое, момент единения всего..

Я думаю, что это грани одного и того же. Грани включенности в восприятие реальности.

Только в первом случае сосредоточение развивается как навык.

А во втором случае, идет расфокусировка, рассредоточение. Такой подход используется в даосизме. Даже в цигун есть установки рассредоточить внимание, расфокусироваться.

Дзен все таки янская практика. Она оттачивает внимание и сосредоточение для более качественных действий. А в даосизме то о чем мы говорим, это иньский метод, метод со-бытия с окружающей реальностью, который направлен на наращивание дэ, спокойного и благополучного состояния.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Старожил
Сообщения: 1042
Зарегистрирован: 17 июн 2009, 17:45
Репутация: 24

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Авалон » 13 июн 2018, 21:19

почитал вас и оказалось что я практиковал дзэн буддизм...всегда на протяжении дня уже лет 5-6 держу осознанность...вот так открытие

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 11157
Зарегистрирован: 03 мар 2012, 15:18
Репутация: 1700
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Fiolina » 13 июн 2018, 21:32

Авалон писал(а): и оказалось что я практиковал дзэн буддизм..
Все мы немного дзен-буддисты)
:smile:

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 5761
Зарегистрирован: 18 мар 2016, 12:14
Репутация: 2173
Пол:

Re: Дзен как практика восприятия реальности.

Сообщение Марс_Пламенный » 14 июн 2018, 05:13

Авалон писал(а): почитал вас и оказалось что я практиковал дзэн буддизм..
состояние дзэн - это состояние глубокого сосредоточения. Дхъяна именно это и означает.

Состояние универсальное. И даже для христианской молитвы. Или для научного работника или спортсмена перед выходом на ринг или после победы.

Но вот насколько это состояние сосредоточения будет глубоко, и какие будут изменения в отношении к действительности зависит от индивидуальных параметров.
Поиски удовлетворения в других людях или во внешних объектах усиливают неосознанную веру в то, что в нам чего-то не хватает для ощущения полноты и стабильности, что нам необходимо нечто такое, чего нет в нас самих.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Буддизм»