Читая этот отрывок из книги про японский эзотерический буддизм, я вынужден признать, что благодаря ранее прочтенным материалам по буддизму и йоги, я считал желания и привязанности к желаниям строго негативным феноменом, что было ошибкой с моей стороны.В буддизме много терминов для желания, все они передают смысл, что желание — суть не-чистые привязанности, которые являются препятствием для осознаности.
Действительно, бо́льшая часть буддизма подчеркивает желание как нечто негативное, что должно быть искоенено и уничтожено раз и навсегда, чтобы «Я» угасло.
Общий буддизм перечисляет в качестве препятствия в практике пять желаний: одержимость славой, сексом, едой и сном. Однако они представляют собой основные потребности человека в безопасности, признании, любви, питании и сне, и отрицание этого может нарушить энергию жизни.
Эзотерическая традиция (Сингон) признает желание и, по существу, оно является чистой энергией, жизненно важным аспектом самости. Желания привязывают человека, так как удовлетворение одного из них, легко приводит к другому.
Однако желание — одна из базовых энергий человеческого существования.
По мнению Миккё, личностные желания входят в число энергий Будды, и все они могут быть сложены воедино в желание к просветлению, достижение которого — Великое Блаженство истинного удовлетворения. Эта точка зрения индивидуального показана в мандалах Миккё, изображающих сотни различных божеств, некоторые из них статичные, некоторые динамичные, какие-то улыбчивые, а какие-то гневные. Есть отдельные воплощения различных энергий страсти, желания, эмоции, чувства, мудрости, проницательности и так далее в их просветленных величинах, и все — разные проявления всеохватывающей деятельности Дайнити Нёрай.
Желание следует воспринимать не как негативную силу, а как выражение и направление потенциала. Насколько это полезно или негативно будет зависеть не столько от самого желания, сколько от чистоты намерения.