Курочка Ряба и золотое яйцо

История и магия славянского язычества в мифах, сказках, поговорках, преданиях
Ответить
Иногда заходит
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 05 фев 2012, 14:03
Репутация: 0
Пол:

Курочка Ряба и золотое яйцо

Сообщение thorurbaldr » 10 июл 2012, 15:53

Предлагаю тему для обсуждения или для прочтения.
Дабы не переписывать своими словами, я лишь приведу интересную статью. Думаю, будет интересно.

Курочка ряба (русская народная сказка)

А.А. Тюняев

1. Текст сказки «Курочка Ряба»
2. Русская сказка «Курочка Ряба» – космический календарь.

1. Текст сказки «Курочка Ряба»

Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.
Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
2. Русская сказка «Курочка Ряба» – космический календарь

Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции.

Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины.

Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» – в русском языке обозначает древность событий, равную космической – звёздной. Поэтому star – букв. старая, то есть «звезда». Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.

Термин «Курочка» – орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними.

Термин «Ряба» – образован при помощи суффикса -б(а) «имён существительных, обозначающих процесс движения (просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др.), но в древнерусском языке этих слов было значительно больше, и они образовывались, главным образом, от имён существительных» [1, стр. 221]. Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. Судьба – от судить + -ба; ср. русск. посл. судьба рассудит. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. рясно «украшения, ожерелье», рясный «густой, висящий густыми гроздьями», ряса «ряд, низка, нитка ожерелья, бус», рясным-нарясно «видимо-невидимо», звёзды глядят вприпуск, ясно и рясно [2, 3]. Таким образом, Ряба – это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд».

Яйцо – чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира – его начала и конца.

Термин «мышь» – древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. миш, болг. миш, сербохорв. миш, словен. mìš, род. п. míši, чеш., слвц. mуš, польск. mysz, в.-луж., н.-луж. mуš. Индоевропейская основа на согласный: др.-инд. müs- м. «мышь», нов.-перс. müš, греч. μυς м. «мышь, мышца», лат. müs, алб. mi «мышь», д.-в.-н. mûs – то же, арм. mukn «мышь, мышца»; др.-инд. mösati, musati, musnäti «ворует» [2].

От «мышь» произведено название Млечного пути – Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь – это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Ср. лит. Paûkšciu këlias, Paûkšciu tãkas «млечный путь», букв. «птичья дорога, тропа», нж.-нем. kаuраt – то же, собственно, «коровья тропа». Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М. Фасмера, добавляет, что «скорее всего, это одно из древнейших индоевропейских табуистических названий животных – *müs, собственно, «серая», – родственное словам муха, мох».

По древнерусским преданиям, Млечный путь был сформирован молоком, вытекающим из сосцов Коровы Земун (Макоши) и Козы Седунь (Сатаны). Макошь вообще имеет три своих измерения: первое – сама Макошь, как судья, как властительница вечности и Вселенной, космоса и времени. Второе – Макошь, равная Живой воде, Жива, Доля, Среча. Третье – Макошь, равная Мёртвой воде, Мара, Недоля, Несреча. В общем, влияние Макоши на мир следующее: в пределах Макоши-вечности Макошь-Жива рождает мир заново, а после цикла жизни Макошь-Мара принимает мир в лоно смерти.

Последняя сущность Макоши – смерть – и есть МЫШЬ. А хвостик, которым мышка взмахнула и разбила яйцо, – это конец периода (кода, эры и т.п.).

Из сказанного виден и смысл космической русской сказки, который простыми словами можно передать так: во власти Макоши находятся как рождение мира, так и его смерть; души русичей, присоединившиеся к звёздам, также находятся во власти Макоши и могут получить от неё себе новое воплощение – в виде простого яйца, то есть земной жизни.

Литература:

Потиха, З.А. Современное русское словообразование. - М.: Просвещение, 1970 г.
Фасмер М., Этимологический словарь русского языка.
Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4, 1863 – 1866.


взято отсюда
http://www.dazzle.ru/spec/atrskrkk.shtml

Старожил
Сообщения: 2371
Зарегистрирован: 27 ноя 2011, 20:10
Репутация: 157
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Курочка Ряба и золотое яйцо

Сообщение Jaine » 10 июл 2012, 19:43

thorurbaldr писал(а): 1. Текст сказки «Курочка Ряба»

Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.
Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Это сокращённый вариант. Для детей. Вы полную версию сказки читали? Зарезали старик со старухой там курочку-то. :cry:
Сто подлецов и двести трусов мой тревожат покой —
Но быть врагом, однако, надо уметь.
А ваши кости просто хрустнут под моею ногой,
Вам принеся вполне бесславную смерть.

Аватара пользователя
Собеседник
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 03 май 2012, 18:00
Репутация: 0
Пол:

Re: Курочка Ряба и золотое яйцо

Сообщение Citronella » 25 июл 2012, 03:41

Полтавская обл.
Дид и Баба
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Полетила сорока, сила на дубочку. Питае дуб сороки: «Чого ты стрекочешь?», «Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья поопускав. Дуб листье попускав».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче
Дуб листье поопускав.
Прийшов бычок. Бычок питае: «Чого ты листья поопускав?» «Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
бычок рыужки позбывав.
Пошел бычок до воды. Вода питае: «Чого ты рыужки позбивав?» «Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала.
Прийшла наймичка попова по воду: «Водо, водо, чого ты кровью стала?» «Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав. Вода кровью стала. Наймичка видра побыла.
Пришла наймичка до дому. Пыуп питае: «На що ты видра побыла?» «Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав,
Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала.
Наймичка видра побыла.
Пыуп усе з церкви повыкидав.
Прийшов пыуп до поподди. Поподдя пытае: «Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?» «Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав».
Був соби дид и баба
Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла,
Баба хижу мила,
Яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче,
Ворота скрипять,
Сорока стрекоче.
Дуб листье поопускав, Бычок рыужки позбывав.
Вода кровью стала. Наймичка видра побыла.
Пыуп усе з церкви повыкидав.
Попаддя проскурыц повыкидав.

(М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878 отд. 1, 2)
- Для некоторых и море - легенда.
Владивосток 3000

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «История в мифах, сказках, преданиях»