30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Славянские праздники и сопутствующие им обряды, символы, приметы и поверья.
Ответить
Аватара пользователя
Собеседник
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 03 май 2012, 18:00
Репутация: 0
Пол:

30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Сообщение Citronella » 25 июл 2012, 15:32

30 Января.
В тот день славяне почитали противника Перуна – Мороза – одну из ипостасей могучего бога Велеса. Можно сказать, что Мороз – это зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.

Согласно мифам древних славян, Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея – правителей подземного темного царства. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь – Снегурочка.

В эти дни, согласно обычаю, рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только ее пригрело Солнце, как она растаяла. Знакомый всем нам сюжет, легший в основу классической русской сказки.

И еще:

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Мороз, Морозко— персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ МОРОЗА косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ МОРОЗ-— богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными” морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с “калить”); сходные представления отражены в чешских и сербохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ МОРОЗА (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом МОРОЗА, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему.

Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у восточных славян в ритуале кормления МОРОЗА накануне Рождества (см. Приглашение). В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить МОРОЗУ ложку киселя или кутьи со словами: “Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!”; затем следовало перечисление растений и злаков, которые МОРОЗ не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-предков и сочетание Дед МОРОЗ). В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно.

Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с МОРОЗОМ, в городской среде вызвана влиянием западноевропейских рождественских обычаев.

Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.

И еще:

Оказывается, сначала люди не ждали от Деда Мороза подарки, а… дарили их ему сами! В давние времена славяне верили, что от бед и несчастий людей оберегают древние духи предков. И, чтобы они стали благодушными, их нужно умилостивить. Для этого зимой устраивали колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски - они изображали духов. Духи стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения. Самый страшный из колядующих назывался Дед. Его и считают самым древним прообразом современного Дедушки Мороза. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко (он же в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих - может и заморозить своим волшебным посохом. Другое имя властителя Зимы с крутым нравом - Дед Трескун, ибо именно он насылал на землю трескучие морозы.

Елка в качестве новогоднего атрибута появилась в России при Петре Первом, и постепенно получила широкое распространение. В России прижилась распространенная в Европе традиция дарения подарков под елкой особым мифологическим персонажем. Этот персонаж, заведующий елкой - совсем не обязательно Санта Клаус: в разных странах в его роли могут выступать и гном, и Короли, и эльфы. В России конкретное имя у этого персонажа появилось не сразу. Называли дарителя и Дедушка Николай, и Старый Рупрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый Морозко, Мороз Елкич… Но постепенно свое место у елки прочно занял Дед Мороз. Постепенно из злого персонажа, которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего зимний праздник. И поныне все знают, что живет Дед Мороз в лесу и дружит с лесными зверями и птицами. Сначала шуба его была синей (как указывающий на северное, холодное происхождение), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме, хотя бывает что и в синей шубе.

Внучка стала сопровождать Дедушку Мороза далеко не сразу. Появление Снегурочки возводят к древним фольклорным традициям. Старинная красивая сказка, где сделанная из снега Снегурка тает, прыгая через летний костер на праздник Ивана Купалы, символизирует смену зимы и лета. Благодаря опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", имевшей громадный успех, сказочный персонаж получает широкую известность. И Дед Мороз, и Снегурочка (признанная внучкой Дедушки) становятся персонажами стихов и картинок о Зиме, непременными участниками новогоднего детского праздника.

Увы, не всегда судьба доброго Дедушки Мороза складывалась легко. После Октябрьской революции 1917 года, в 1920-ых годах Дед Мороз стал подвергаться гонениям, как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Нового года). Опала закончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали Дед Мороз и его внучка, Снегурочка. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов. После этого популярность персонажей продолжала расти, и Дед Мороз стал известен по всему Советскому Союзу. Постепенно он стал не только участвовать в праздниках елки, но и приходить в гости к детям и взрослым, поздравлять и дарить подарки. Традиция приглашать в дом Деда Мороза распространилась в советское время, в 1970-ые годы, и жива по сей день. Теперь Дед Мороз - непременный участник не только детского Нового года, но и корпоративного праздника или банкета. У Дедушки сложились стойкие атрибуты: яркая шуба (красная или синяя), красный нос, валенки, посох и, конечно же, волшебный мешок с подарками. В наш век техники и прогресса в глубине души все дети по-прежнему верят в Деда Мороза, радуются его неожиданному приходу и взрослые. Ведь так хочется поучаствовать в настоящей сказке хотя бы раз в году!
[copy+past с жж "ГЛАГОЛЪ"]
- Для некоторых и море - легенда.
Владивосток 3000

Аватара пользователя
Волшебница
Сообщения: 7522
Зарегистрирован: 14 авг 2010, 02:11
Репутация: 3
Пол:

Re: 30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Сообщение Red Mercury » 25 июл 2012, 22:21

30 Января.
у меня при чтении подобных текстов возникает один вопрос, по какому это календарю, пересчитано ли на тот, которым мы сейчас пользуемся?

Для меня это дата достаточно важная, поэтому и спрашиваю.

Аватара пользователя
Собеседник
Сообщения: 525
Зарегистрирован: 03 май 2012, 18:00
Репутация: 0
Пол:

Re: 30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Сообщение Citronella » 25 июл 2012, 22:26

Red Mercury
Дата календаря современного.
- Для некоторых и море - легенда.
Владивосток 3000

Аватара пользователя
Волшебница
Сообщения: 7522
Зарегистрирован: 14 авг 2010, 02:11
Репутация: 3
Пол:

Re: 30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Сообщение Red Mercury » 25 июл 2012, 23:38

Citronella
здорово, спасибо!

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 22 янв 2010, 14:04
Репутация: 0
Пол:

Re: 30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Сообщение Strygi » 19 дек 2012, 16:35

А до 30 числа еще праздники есть :
22 декабря Карачун

Карачун (Корочун) - в древнерусской языческой мифологии этот день берет в свою власть - Чернобог - божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух.
В народе понятие “карачун” в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: “Пришел ему карачун”, “Жди карачуна”, “Задать карачуна”, “Хватил карачун”.
День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога) - 22 декабря приходился на день зимнего солнцеворота, самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.

25 декабря Коляда

Дети в этот день собирают угощения
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января.
“Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи”
А. Стрижев “Народный календарь”

День “на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком и обавник восклицает:
“Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!”

Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. “Колядники” рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.

На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики). Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами:“В гору катись, с весной воротись”.

Добавлено спустя 1 минуту 44 секунды:
31 декабря

Двенадцатая Ночь
Хогманай
Щедрец
Колядовщики выпрашивали у хозяев гостинцы

Двенадцатой Ночью заканчивается Йоль (собственно, тринадцатой, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi.
Следующий день считался “днем судьбы” - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше “как Новый год встретишь, так его и проведешь”).
Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время Двенадцатой Ночи; и самые сильные слова - те, что сказаны в эту ночь.
Завершение праздников Йоля, когда вновь совершаются ритуалы, посвященные Фрею. Наивысшая точка зимнего солнцестояния.

Это Новый год в шотландском национальном стиле. Это масштабное событие включает в себя факельные шествия (и вообще всякого рода огненные развлечения), а также разные вечеринки, представления и аттракционы, на которые можно попасть, купив билет. Самые значительные хогманайские мероприятия проходят на улицах Эдинбурга (High Street) и Глазго.

Как правило, Хогманай начинается рано вечером 31 декабря и продолжается до утра или до поздней ночи. В принципе, шотландский способ встречи нового года похож на все остальные, но есть и пресловутые “мелкие различия”. Например, принято в полночь распевать хором традиционную новогоднюю песню Auld Lang Syne (мотив ее наверняка вам знаком, как минимум - смутно) и после этого со всеми целоваться. Когда все, наконец, налобызаются, party возобновится.

Этимология слова Hogmanay не совсем ясна. Возможно, оно происходит от гэльского “oge maidne”, что означает “новое утро”. Другие историки считают, что название праздника - англо-саксонского происхождения и изначально писалось как “Haleg Moneth” - “святой месяц”. Какой бы ни была правда, очевидно, что Хогманай - очень древний праздник, который отмечали еще язычники, предусмотрительно поклонявшиеся среди зимы огню и солнцу. Также он связан и с праздником солнцеворота, который существовал у викингов. Главный символ Хогманая - это огонь. Считается, что, зажигая его вечером 31 декабря, вы тем самым переносите мудрость из старого года в новый. Также это эффективный способ покончить со всеми черными мыслями и невзгодами прошлого и войти в новый год со свежей надеждой. Логично, что такое большое значение имеют в канун Нового года факельные процессии, верчение “огненных шаров” (fireballs swinging), костры, фейерверки и иллюминация.

Другие элементы национального колорита - эта народный танец кайли (ceilidh) и так называемая “примета первой ноги” (first-footing), суть которой в том, что процветание семьи в наступившем году зависит от масти первого гостя. Крайне желательно, чтобы это был симпатичный брюнет без заметных физических изъянов, но с кусочком угля. Почему именно темноволосый? Скорее всего, настороженное отношение к блондинам связано с исторической памятью о нашествиях викингов. Ничего хорошего от них ждать, как известно, не приходилось - разбойники.

Ну, а после того, как вас посетил темноволосый молодец, можно пускать в дом кого ни попадя, а также самому свободно ходить в гости, независимо от окраса и степени ущербности. Нагулявшись по морозу среди праздничной толпы, рекомендуется заявиться на огонек к друзьям, родственникам, друзьям друзей, а то и вовсе к незнакомым людям, с которыми судьба свела вас в эту волшебную ночь.

Кстати, если вам вдруг придет в голову справить Новый год по-шотландски, а средств на билет до Эдинбурга или Стоунхейвена пока не хватает, можете организовать его в домашних условиях. Для этого вам обязательно нужно разучить слова самой главной новогодней песни, без которой, как говорится, Хогманай не Хогманай. Вот она:

Auld Lang Syne.
Should auld acquaintance be forgot,
And never brought to mind?
Should auld acquaintance be forgot,
And auld lang syne?

For auld lang syne, my dear,
For auld lang syne,
We'll take a cup o'kindness yet,
For auld lang syne!


Описание Славянских Праздников

Последний день святок по старому стилю - Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде.
Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: Щедрый вечер! Добрый вечер!
Затем колядовщики начинают “коляду томить”, т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де “шли из далека”, “у козы ноги болят” и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы.

Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают “проклятьице”:
“Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.
Разрази их, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок!”

Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.

Аватара пользователя
Старожил
Сообщения: 1708
Зарегистрирован: 09 дек 2010, 14:32
Репутация: 2
Пол:

Re: 30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Сообщение Орешник » 27 янв 2013, 22:42

Спасибо огромное. Очень интересно.
Взаимопонимание- это понимание того, что все мы разные, а не попытки сделать другого лучше.

Иногда заходит
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 08 июн 2014, 09:15
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: 30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Сообщение voodooist » 09 июн 2014, 16:42

Всем привет!!!
Есть статический календарь праздников, а есть динамический. Но самый верный каляды дар, есть программа в интернете. Так вот Там Праздник Велеса всегда выпадает на разные даты, то есть динамичный день по его вибрациям.
:smile:

Добавлено спустя 1 минуту 38 секунд:
В общем кому интересно смотрите в интернете. Меньше христианства и больше нормальных источников и родовая память проснётся.

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 12:54
Репутация: 1
Пол:

Re: 30 января. История почитания Мороза-Велеса.

Сообщение dorianum » 09 ноя 2014, 11:26

С 1 по 6 января (стуженя) отмечаются Велесовы Дни или Страшные, Ворожные Вечера - вторая часть Больших Велесовых Святок, которые начинаются со Дня Морока (Мороза) и заканчиваются Турицами. В народе эти шесть дней отмечены разгулом нечисти. Первая половина святок была посвящена будущему урожаю и гаданиям о замужестве, а вторая была связана со скотом и зверьём.
Попытка изменить следствие - это всего лишь замена одного страдания на другое.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Языческие праздники славян»