Коляда – один из шестерых сыновей бога Сварога

Славянские праздники и сопутствующие им обряды, символы, приметы и поверья.
Ответить
Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

Коляда – один из шестерых сыновей бога Сварога

Сообщение Благодать19 » 24 сен 2015, 20:42

Изображение

Это слово, наряду с «каляда» и «колядка» чаще трактуется в энциклопедиях славянской мифологии, как «песня величально-заклинательного характера, сопровождающая святочный обходный обряд». Гораздо реже можно встретить информацию о том, что Коляда – это один из шестерых сыновей бога Сварога, которых называли Сварожичами, то есть детьми Сварога. И дедами Славян. У каждого из них, как известно, были свои функции. Коляда вращал круг времён, отсюда слово «Календарь» (Коляды дар).

Знали славяне своего прадеда Сварога, почитали и «дедов»-богов – Даждьбога, Велеса, Перуна и других. А кто же «отцы»? На зимний праздник Коляды ходили они по сёлам, заглядывали в каждый дом, пели песни и требовали подарков. Это три брата, одетые в бараньи кожухи, вывернутые наружу. В белом кожухе – Белое Руно: он был хозяином утреннего света. В рыжем кожухе – Рыжее Руно, он дарил своим детям золотой солнечный свет. В чёрном кожухе – Чёрное Руно – повелевал ночной тьмой. Они ближе всех к людям, появляются перед ними, сменяя один другого, - это Утро, День и Ночь. Зимой ли, летом ли, в хорошие времена или плохие, отцы всегда со своими детьми.

Традиция колядования представляет собой одну из обрядовых форм равноправного контакта, диалога и обмена между «мирами» человека (социума, культуры) и природы. Этот магический обряд обычно совершался в рождественский сочельник, рано утром в Рождество или в день наступления Нового года, реже - накануне Крещения, то есть в моменты, осмысляемые в народном сознании как рубежные, переходные от старого времени к новому.

Слово «коляда» известно всем славянским и некоторым другим европейским народам. Оно восходит к латинскому слову «calare», означающему «выкликать». В Древнем Риме существовал обычай выкликания главным жрецом первого дня каждого нового лунного месяца, здесь же «календами» назывались первые десять дней каждого месяца. Некоторые склонны именно со словом «календы» связывать происхождение слова «календарь».

Добавлено спустя 1 минуту:
Изображение

«Коляда» - слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей народного быта и приводившее их к самым противоречивым заключениям. Так, на севере называли колядою рождественский сочельник, колядованием – обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии колядой называли подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных областях называли этим именем сам праздник Рождества и даже все Святки. «Колядовать» на белорусском наречии означает – славить Христа. Но в устах смоленского мужика оно имело совсем иное значение – побираться, просить милостыню – утрачивая, таким образом, даже свой настоящий смысл.

В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. У русского народа упоминание о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках, которые отличались большим разнообразием и зачастую свидетельствовали о глубокой древности своего происхождения.

Добавлено спустя 22 часа 37 минут 34 секунды:
Изображение
Колядой (по другому Васильев вечер) называли канун Нового года, который приходился на 31 декабря. Название «Коляда» связано с воплощением новогоднего цикла и одноимённым мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов.

У некоторых славян ещё в XIX веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесённый в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских.
Солома и не обмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника Рождества. Они знаменовали собой пробуждение и оживление творческих сил природы, которые просыпаются за поворотом солнца с зимы на лето. Садовые же ратения и плоды, а также подсолнечные зёрна считаются в народной мифологии символом оплодотворяющего землю дождя.

У хорватов было принято изготавливать куклу «колед», которую колядующие носили с собой из дома в дом.

Кутья, или каша, разведённая мёдом, также имела символическое значение. Она знаменовала собой плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подавалась с маслом). Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась в благоговейной тишине и почти молитвенном настроении, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдёргивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыплёнком, чтобы хорошо водились куры.

Добавлено спустя 2 минуты 16 секунд:
Изображение

Происхождение этого магического святочного обряда уходит корнями в глубокую древность. Ещё в языческие времена несколько раз в году славяне производили заклинание злых духов.
Из колядования выработался интересный обычай «цыганичанья», который состоял в том, что в первые два дня великого праздника молодые девушки, одевшись в разноцветные и сшитые не по росту платья, накидывали себе на плечи большие распущенные платки (на манер цыганского костюма) и ходили по дворам и домам одни – с гармонью и балалайкой в руках, а другие – с лукошками. Вся эта весёлая ватага распевала цыганские песни, играла, плясала и выпрашивала всё, что попадётся на глаза. Причём, в случае отказа хозяев, «по цыганской совести» бесцеремонно тащили всё, что плохо лежит. Часто случалось, что эти русские «цыганки» уносили разные вещи у своих соседей, но соседи редко обижались и обыкновенно предлагали выкуп за своё добро. На вырученные деньги девушки покупали себе гостинцев на весь праздник. Причём, обычай запрещал, чтобы на накалядованные деньги покупалось что-нибудь полезное.

Ходили по домам и смешанными группами. Собравшаяся в назначенное время группа колядовщиков выбирала мехоношу (несущего мешок) и направлялась к краю деревни. У первого дома обходчики останавливались под окном и кричали: «Хозяин с хозяюшкой, можно ли коляду покликать?» Получив разрешение, колядовщики начинали поздравительную песню, в которой крестьянский дом назывался теремом, а хозяин с хозяйкой и детьми сравнивались с месяцем, солнцем и частыми звёздочками.

Наиболее устойчивые названия колядных песен («коляда» или «колядка» - общеславянские, «овсень» или «таусень» и «виноградье» - русские) получены ими по постоянным припевам или рефренным восклицаниям, повторяющимся после каждой строки («Коляда! Коляда!», «Овсень!», «Виноградье красно-зелёное!»).

Добавлено спустя 2 дня 23 часа 33 минуты 57 секунд:
Изображение

Славильщиков крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх . Делалось это, по поверью, для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнёздах и выводили больше цыплят. Всех остальных оделяли мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками.

Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» - в Рязанской; «козули» - во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивлм, чаем, сахаром, дентгами.

В Поволжье и южнорусских губерниях было принято благодарить «свиными ножками» (окороками), «кишками» (колбасами, начинёнными гречнеыой кашей, нередко – с добавлением рубленой говядины), кусками варёного мяса или ветчины. В Вятской губернии из дома, в котором жида девушка на выданье, колядующим обязательно подавали свиную ногу и пирог с мясом.

Полученные от колядования деньги и продукты использовались на общие нужды коллектива обходчиков. Так, в деревнях Архангельского уезда, местами в Поморье и Обонежье в начале XX века девушки ходили «славить» и петь виноградье, чтобы оплатить избу для святочных игрищ. Изба стоила от 30 до 60 рублей, поэтому девушки накануне Рождества ходили и по своей, и по соседним деревням, чтобы получить побольше денег. Вырученные деньги они отдавали хозяйке или хозяину избы, а калачи делили между собой. На второй день Рождества девушки пели виноградья уже только в своей деревне, а делёж калачей и рождественских козуль незаметно переходил в посиделку. Во Владимирской губернии из полученных в дар натуральных продуктов колядовщики в день Нового года стряпали себе кушанья и устраивали общую трапезу.

Местами в Вологодской губернии во время колядования, устраивавшегося детьми под Новый год, просили подать не угощение, а лучину, которую затем сжигали посреди деревни. В таком случае при обходе пели:

…Дайте лучинки
На Новый год,
Старым посидеть,
Малым поиграть,
Потешиться,
Поорешиться!
Кто не даст лучинки –
Тому сосновый гроб!

В Кадниковском уезде Вологодской губернии мальчишки 7-10 лет собирали лучину для освещения помещения, в котором проводились святочные игрища, и распевали такие песни:

Коляда ты, коляда,
Заходила коляда,
Записала коляда,
Государева двора,
Государев двор среди Москвы,
Середь каменной.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуйте лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища…

Если лучины дали, то в благодарность ещё пели: «Спасибо, кума, лебедь белая моя, ты не праздничала, на базар гулять ходила, себе шёлку накупала, ширинки вышивала, дружку милому отдавала. Дай тебе, Господи, сорок коров, пятьдесят поросят, да сорок курочек…» Если же лучины не дали, то пожелания принимали совсем другой характер: «Дай же тебе Господи – одна корова и та нездорова, по полю пошла, и та пропала».

Добавлено спустя 2 минуты 20 секунд:
Изображение

КОЗУЛИ (Калядашки, Каракульки, Катушки, Козульки, Коньки, Копытца, Коровки, Коровушки, Крендельки, Овсеньки)

Обрядовое печенье из «белой» (пшеничной) или «чёрной» (ржаной) муки, испечённое чаще всего в форме коров, овец, лошадей. В северорусских губерниях были распространены также изображения оленей с рогами и птиц-уточек. В Сибири наряду с изображениями домашних животных из теста делали ещё фигурку пастуха. Нижегородские «каракульки» представляли собой нечто вроде баранок или кренделей.

Наиболее распространённый способ изготовления фигурок из теста – выпекание в печи. Однако ещё в 1930-е годы встречался более архаичный способ – варка теста: вылепленную фигурку опускали на несколько минут в кипящую воду, отчего форма закреплялась, и лишь потом фигурку ставили в печь. При таком способе печенье практически не изменяло свою первоначальную форму.
По большей части козули известны как рождественское или новогоднее печенье. Их изготовление всегда было приурочено к первому дню Рождества. Но в некоторых местных традициях, например, в Архангельской губернии, козули начинали печь с 21 ноября, а в ряде волостей Московской губернии фигурки из теста «коньки» пекли в Крещение.

Подобное печенье не являлось только принадлежностью только святочных обрядов. На Благовещенье и Чистый четверг в Воронежской губернии изготавливали «копытца» и «катушки», просто шарики из теста, в виде птиц – жаворонков – к празднику встречи весны. Под названием «козули» известны круглые лепёшки с яйцами в виде венков, в Костромской губернии их изготавливали для девушек к Семику.

В XIX-начале XХ века использование козуль в святочной обрядности имело разнообразную направленность. В значительном количестве этнографических записей этого времени указывается, что козули скармливали домашним животным, а также использовали в качестве дара-угощения для участников обходных обрядов.

«В первый день Рождества пекутся из теста фигуры баранов и коров. Часть этих фигур раздаётся колядующим, а часть остаётся скотине. Причём, корова получает одну фигурку коровы, а овце даются две-три. То есть, каждое животное получаетстолько фигур, сколько может принести приплоду. Во Внукове в первый день Рождества печётся ряд мелких коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти большие фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и раздаёт скоту». (А.Б.Зернова, 1932) В Синьковской волости Московской губернии выпекаемых в Крещение «коньков» раздавали ребятишкам, которые бегали по избам и просили: «Подайте конька, золотого гребенька», но обязательно оставляли дома столько «коньков», сколько в хозяйстве было лошадей. После водосвятия печенье, смоченное святой водой, также скармливали лошадям. В Архангельской губернии ржаные козули наряду с калачами, ватрушками, пряниками и прочей выпечкой использовали как христославное. В Нижегородской губернии «каракульки» подавали «таусенщикам» - колядовщикам.

Добавлено спустя 2 минуты 35 секунд:
Изображение

Способы применения козуль породили в отечественной науке два взгляда на значение этого печенья в святочной обрядности. Согласно первому, сторонниками которого являются Н.Ф.Сумцов, В.И.Чичеров, Л.Н.Виноградова, изготовление фигурок животных из теста является пережитком жертвенных обрядов, причём, тесто заменило жертвенное животное. Получателем жертвенной пищи являются колядовщики, выступающие в функции посредников между двумя «мирами» и «передающие» специальную ритуальную пищу «умершим родственникам, которые воспринимались как опекуны семьи, способные повлиять на урожайность полей, благополучие хозяйства и на счастливый приплод скота» (Л.Н.Виноградова, 1982).Таким образом, использование обрядового печенья в качестве дара признаётся первичным по сравнению со скармливанием его скоту.

Сторонниками иной концепции являются Д.К.Зеление («Это не замена жертвенного животного его изображением, а магический прообраз будущего приплода – Д.К.Зеленин, 1991) и В.Я.Пропп, также трактующий скармливание козуль скоту как типичный продуцирующий обряд, то есть «явный магический приём создания приплода» (В.Я.Пропп, 1995). Эта точка зрения опирается на соответствующие конкретные объяснения по этому поводу в зафиксированном этнографическом материале (см. выше) и на идею о продуцирующей силе любых видов ритуальной пищи. По мысли же В.И.Чичерова и Л.Н.Виноградовой, приплод скота и благополучие в хозяйстве в широком смысле обусловливаются волей колядовщиков, наделённых, по народным
представлениям, магической силой: если «гости» удовлетворены дарами, то и в хозяйстве всё будет хорошо.

Помимо отмеченных двух форм использования козуль, в некоторых местных традициях одну из испечённых фигурок клали в сенях над входными воротами во двор, чтобы скот лучше плодился, и чтобы домашние животные летом сами возвращались домой, не терялись.

В качестве подарка-гостинца обрядовое печенье козули могли дарить детям (в сибирской традиции), родственникам (в Архангельской губернии фигурки животных выставлялись на окна для показа проходящим, на столе они с утра красовались для семейства и уже вечером рассылались родным), в Новгородской губернии «коровушек», испечённых к Рождеству, девушки дарили парням.

Как и другие виды обрядовой пищи (кутья, кесаретский поросёнок, блины), козули использовали в гаданиях на Святках: «Под Новый год девушка клала «козульку» (печенье) на пол и выпускала петуха. Если петух нёс «козульку» под большой угол (передний или красный угол в избе, где стоят иконы), то девушка в этом году замуж не выйдет, а если в сени – выйдет» (Л.С.Лаврентьева, 1990).

Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:
Изображение

В конце XIX – начале XX века колядование постепенно утрачивало значение магического обряда, превращаясь в святочное развлечение. Этот процесс отразился прежде всего на содержании колядок, сопровождавших действо: они нередко сокращались до одноной лишь просьбы одарить. При колядовании, становящемся по большей части забавой детей, стали использоваться песни из детского репертуара, не имеющие ничего общего с величаниями и пожеланиями заклинательного характера, свойственного колядным песням.

Более долгая «обрядовая жизнь» оказалась у виноградий и овсеней, предназначавшихся для величания отдельных половозрастных групп, особенно для достигших совершеннолетия девушек и парней. В некоторых местах на Русском Севере девушек в Святки специально приглашали «припевать невест» виноградьем, и в богатых домах их хорошо одаривали. В подобных случаях колядование становилось своего рода смотринами невест. Так, в Поволжье и в районе Мурома овсень исполняли девушки-невесты. Они, набелившись и нарумянившись, надев лучшие наряды, обходили дома «женихов» и исполняли им величальные песни, после чего хозяева усаживали девушек за стол и вместе с «женихом» угощали их вином, высматривая себе невесту. Такой обычай в этих местностях существовал вплоть до начала XX века.

Изображение

О восприятии колядовщиков в народном сознании как представителей «чужого» мира свидетельствует их «пространственное закрепление» вне дома («своего» пространства). Обходчики не заходили в дом, в Новгородской губернии существовало представление о том, что Коляда в дом не ходит, она остаётся под окнами, а приглашать её в дом нельзя. Соответственно, колядовщики стояли под окном и дары получали тоже через окно. В текстах колядок сохранилось название окон, через которые подавали угощение: «заднее» - окно, служащее для выпускания дыма в курных избах и находящееся в углу у самого пола; «волоковое» - окно с волоком (задвижкой в виде ставня), выполняющее ту же функцию, что и заднее окно, а также в него подавали милостыню и спрашивали, кто пришёл в дом; «суднее» - волоковое или простое окно против устья печи над судной (посудной) лавкой, «печное».

Все эти типы окон, очевидно, соотносящиеся с печью, равно как и некоторые другие пространственные ориентиры внутри избы (дверь, люк в подпол, печные задвижки и заслонки, окна, порог), осмыслялись в традиционном сознании как границы между «своим» и «внешним» мирами. Открывание этих «границ» в обрядовой ситуации делало возможным осуществление контакта противостоящих «миров».

При отказе одарить колядовщиков или при проявлении хозяевами жадности неизбежно следовали формулы-угрозы, содержащие самые неприятные для крестьянина пожелания: от неурожая и увода скотины со двора до смерти в новом году. Скупые хозяева порицались, им желали неурожая, накликали на них засуху и всякие несчастья.В колядке говорилось:

Коляда, моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Ещё мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,
Кто не даст лепёшки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведём корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны.

Добавлено спустя 5 минут 21 секунду:
Словесные угрозы нередко переходили в конкретные бесчинства, совершаемые группами парней и наносящие значительный урон в хозяйстве. Неприятности такого рода не сулили ничего хорошего в течение всего года, так как, по традиционным представлениям, переходный период от старого года к новому определял судьбу на весь следующий годовой цикл (как встретишь новый год, так его и проведёшь).

Напротив, в случае правильного поведения хозяев и полного удовлетворения дарами колядующих, последние произносили слова-благопожелания, которые, по народным представлениям, обладали магической силой и выступали своего рода гарантом благополучия во всех областях крестьянской жизни. Основным было пожелание хорошего урожая, приплода скота, здоровья всех домочадцев, а также – скорой свадьбы взрослым детям хозяина и рождения детей молодожёнам.

После введения христианства, когда на праздники народного каледнаря наложились религиозные всё смешалось. День Рождества, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом – отстоят литургию, разговеются, а потом начинают бесшабашное веселье, которое заканчивалось поголовным пьянством и неизбежными в таких случаях бесчинствами и драками. Пили, согласно утверждению исследователя русских обычаев и традиций В.А.Нэю, очень много. В некоторых местах, якобы, существовал даже обычай, в силу которого каждый, кто хочет, будь то знакомый, незнакомый, русский, татарин, мордвин – всё равно, может зайти в любую избу и пить, сколько угодно. Причём, никто из хозяев не скажет ему ни слова. К концу дня обыкновенно все мужики за 25 лет еле ноги волочили, многие женщины тоже. Среди этого разливанного моря и ненасытного разгула отрадное исключение составляла только деревенская детвора (и отчасти парни и девушки), которые ходили по дворам и пели тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляли народные присказки.

Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд:
P.S. Надеюсь, данный материал был интересен )

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Языческие праздники славян»