Звериные и человекоподобные божества

Славянские боги. Иерархия, характеристики, функции, обряды славления, требы и т.п.
Ответить
Старожил
Сообщения: 1908
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 15:22
Репутация: 0
Пол:

Звериные и человекоподобные божества

Сообщение Ashera » 24 мар 2012, 01:31

В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили лютый, а себя называли “лютичи”. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом “волкодлак” ( т.е. облаченный в длаку – волчью шкуру) стали называть злого оборотня, позднее “волкодлак” превратилось в “вурдалак”.

Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Миф о Медведе - хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось в слух и поэтому не дошло до нас. Медведь- это прозвище зверя ,означающее “недоед ” , в слове “берлога” сохранился и более древний корень – “ бер, т.е. “бурый” (берлога – логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово “медведь” и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов -–"“соха” – оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, - кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий – Большой и Малой Медведицы – Лось и Лосенок.

Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком, изображением одной или двух конских голов. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам считались могучим оберегом.

С течением времени человек все больше освобождался от страха перед миром животных, и звериные черты в образах божеств постепенно начали уступать место человеческим. Хозяин леса из медведя превратился в косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может наоборот завести человека в чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стали восприниматься враждебно.

Божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили, то как о девушках лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьев, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающим силу колосу. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за собой на дно озера.
Вы делаете вид, что говорите правду - я делаю вид, что верю.

Новичок
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 11 окт 2010, 00:29
Репутация: 0
Пол:

Re: Звериные и человекоподобные божества

Сообщение Candiman » 02 апр 2012, 00:45

а такие были у всех народов

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 05 окт 2011, 00:50
Репутация: 0

Re: Звериные и человекоподобные божества

Сообщение Ты и я » 02 апр 2012, 23:17

Прошу прощения, но до принятия христианства русалки были полевые и речные, водные, да и лесные - но они все же не были утопленницами. Лишь с принятием христианства стали говорить, что русалки злые, завлекают пением парней в воду, а спиной боятся повернуться- ведь видны их внутренности со спины, и кости, и что они - проклятые и погибшие девы, утонувшие в прудах и в речках.Чисто христианское толкование Лесной Принцессы, или Водной Хозяюшки, да какое злое! А ведь как будет Леший да без своей жены? Они не живут в одиночестве, а парами! У мужика есть жена, а у Лесного Хозяина ее вдруг да нетути?
Это в общем вечные души, они оберегают свои наделы - леса или поля, потому что природа ИМХО одухотворена.Но если вы будете бояться, они будут вас пугать, а будете почтительно обращаться со словами привета- будут радоваться и одаривать удивительными ощущениями от общения с природой. Запомнят, что вам нравится, и будут вас этим радовать: ягоды - будут вам ягоды, белочки - будут вам белочки, птиц любите - будут вам птицы. Но относиться к природным духам нужно с любовью, с доверием и безграничным почтением, потому что они чисты и невинны.
До христианства русалки в сознании народа были подобны греческим наядам, дриадам и всему прочему милому сборищу нимф; а вон у Пушкина, русалка на ветвях сидит - это о лесной русалочке, а не о деве с рыбьим хвостом.
А ведь есть и кикиморы, и шишиги- да только прежде это были болотные духи да их детки, а лишь позже стали они злыми, и якобы, от грехов людей зародившимися "нечистыми" духами.
Они чистейшие и добрейшие, вечные и великие в своей чистоте и в своей простоте и преданности своему долгу- оберегать живое.
Колоситься, цвести, прорастать, выращивать детенышей, плодоносить и прочее - все под их руководством.
Только христианство посметало народную веру, а буддизм сохранил и синто, и тайские поверья.Тайцы зовут Богиню Моря Бабушкой, и у каждой горы на Востоке есть свой ангел. Только мы живем, точно сироты на своей земле; как же это горестно.
Делай что должно, и будь что будет

Ветеран
Сообщения: 3044
Зарегистрирован: 14 май 2009, 20:07
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Звериные и человекоподобные божества

Сообщение Сакура » 03 апр 2012, 00:33

Ты и я писал(а):до принятия христианства русалки были полевые и речные, водные, да и лесные - но они все же не были утопленницами
Совершенно верно. Стоит только вспомнить всем известное пушкинское "русалка на ветвях сидит" - уж кто, как не Александр Сергеевич может служить непререкаемым авторитетом в русской истории и мифологии.
В представлениях восточных славян русалки являются, во-первых, существами, связанными с земной водой, духами воды; во-вторых, мифологическими персонажами культа плодородия, покровительницами вегетативных сил злаков, что тесно связано с первым пониманием, так как вода - необходимое условие плодородия; в-третьих, зловредными существами, близкими к навьям, т. е. относящимися к культу заложных покойников. Первые два понимания восходят к языческим временам, к образу вил и еще более древним берегиням, третье же понимание русалок возникло уже под влиянием христианства, вытеснившего языческие персонажи в разряд нечистой силы.
В личку просьба не писать, я ушла с этого форума.

Посетитель
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 03 апр 2009, 19:18
Репутация: 0

Re: Звериные и человекоподобные божества

Сообщение Feay » 03 апр 2012, 23:13

Сакура писал(а):
Ты и я писал(а):до принятия христианства русалки были полевые и речные, водные, да и лесные - но они все же не были утопленницами
В представлениях восточных славян русалки являются, во-первых, существами, связанными с земной водой, духами воды; во-вторых, мифологическими персонажами культа плодородия, покровительницами вегетативных сил злаков, что тесно связано с первым пониманием, так как вода - необходимое условие плодородия;
Мокошь - богиня земных и небесных вод, имела зооморфный вариант - девы с рыбьим хвостом. Позже, когда культ стал забываться осталось предание о русалках.

Ветеран
Сообщения: 3044
Зарегистрирован: 14 май 2009, 20:07
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Звериные и человекоподобные божества

Сообщение Сакура » 03 апр 2012, 23:28

Feay писал(а):Мокошь - богиня земных и небесных вод, имела зооморфный вариант - девы с рыбьим хвостом. Позже, когда культ стал забываться осталось предание о русалках.
А Ладу, богиню любви и плодородия, называли также Берегиней. Русалки, выполняющие эту функцию, видимо были ее "свитой", в связи с чем праздник, посвященный берегиням, назывался русалии. И только под влиянием христианства эти разнообразные функции русалок были слиты в одну - якобы исключительно негативную демоническую сущность.
В личку просьба не писать, я ушла с этого форума.

Посетитель
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 03 апр 2009, 19:18
Репутация: 0

Re: Звериные и человекоподобные божества

Сообщение Feay » 04 апр 2012, 00:18

Сакура писал(а):А Ладу, богиню любви и плодородия, называли также Берегиней. Русалки, выполняющие эту функцию, видимо были ее "свитой", в связи с чем праздник, посвященный берегиням, назывался русалии. И только под влиянием христианства эти разнообразные функции русалок были слиты в одну - якобы исключительно негативную демоническую сущность.
Русалии исключительно женский праздник, например у южных славян он назывался Турицами, в центральной России Семиком. В эти дни женщины чествовали Ладу, Мокошь и Ягу, т.к. вместе они представляют трёхликую Великую славянскую богиню - Мать Неба/Мать Сва.
Христиане не смогли вычеркнуть из памяти славян праздник в честь Великой и замени его христианкой Троицей, основным атрибутом которой являются ветки берёзы! Тотемное древо Великой Матери.

Ветеран
Сообщения: 3044
Зарегистрирован: 14 май 2009, 20:07
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Звериные и человекоподобные божества

Сообщение Сакура » 04 апр 2012, 00:23

Feay писал(а):замени его христианкой Троицей, основным отрибутом которой являются ветки берёзы!
Замечательный, очень мощный по энергетике праздник, не имеющий, на мой взгляд, ничего общего с душным христианством. :smile: А я все думала, еще в ранней юности, - почему я так люблю этот праздник, при моём внутреннем отторжении всего христианского.) Потом стала узнавать историю - и все стало на свои места.
В личку просьба не писать, я ушла с этого форума.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Пантеон славянских богов»