Ярило

Славянские боги. Иерархия, характеристики, функции, обряды славления, требы и т.п.
Ответить
Ветеран
Сообщения: 3044
Зарегистрирован: 14 май 2009, 20:07
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Ярило

Сообщение Сакура » 23 мар 2012, 16:44

Апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. Ярило, Яровит, Яромир - бог пробуждающейся природы и вешнего света. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это — Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.
Народ гуцулов, карпатских горцев, весну называет ярью, а у костромичей яр — жар и пыль. Яр — это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица — поле пшеницы. Словом, все в это время предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным.
На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хороводы, пели песни:

Волочился Ярило по всему свету,
Полю жито родил,
Людям детей плодил,
Где он ступит,
Там жито стеной,
А куда взглянет,
Там колос зацветет.

Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте — «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых
одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, — Ярилу и Ярилиху.
С наступлением темноты зажигали многочисленные «ярилины огни». Иногда празднества заканчивались «похоронами» Ярилы и его невесты — соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Этим люди будто говорили: «Побесились и хватит, пора и честь знать». Да и некогда больше было веселиться и плясать — с каждым днем прибавлялось все больше работы в поле.
Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.

На Ярилиной неделе особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху и на отсуху, на зазнобу да на разгару. Лихие люди, умышляющие злобу на своего ближнего, «вынимают след» у него в эти дни, и, по народному преданию, это является особенно действенным средством.
Много людей были и остаются тезками юного, безрассудного и бесшабашного бога весны. Это — Ярополк, Яромир, Ярослав и Ярослава, Ярина.
В личку просьба не писать, я ушла с этого форума.

Старожил
Сообщения: 2371
Зарегистрирован: 27 ноя 2011, 20:10
Репутация: 157
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Ярило

Сообщение Jaine » 25 мар 2012, 19:43

Дореволюционный историк Н.Гальковский писал: "Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещении св.Тихона Задонского жителей города Воронежа (1763 г)."
Если найдены более ранние упоминания этого персонажа, сообщите.
Сто подлецов и двести трусов мой тревожат покой —
Но быть врагом, однако, надо уметь.
А ваши кости просто хрустнут под моею ногой,
Вам принеся вполне бесславную смерть.

Ветеран
Сообщения: 3044
Зарегистрирован: 14 май 2009, 20:07
Репутация: 0
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Ярило

Сообщение Сакура » 25 мар 2012, 21:52

Jaine писал(а):Дореволюционный историк Н.Гальковский писал: "Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещении св.Тихона Задонского жителей города Воронежа (1763 г)."
Обратимся к самому тексту этого "первого упоминания":
«Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярилой, который во сих странах за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия».
Из этих слов видно, что чествовали Ярилу еще до христианизации Руси, т.е. как минимум до 980 года. Слова о Яриле выше принадлежат епископу Тихону Задонскому, которого, кстати, христианская церковь произвела впоследствии в святые. Это цитата из его речи перед паствой, собравшейся на чествование праздника Ярилы.

Кстати, не следует считать Ярило одним из солнечных божеств. Ярило имел с Солнцем очень мало общего. Он скорее считался покровителем буйных разгульных праздников, на которых и супружеская измена если не поощрялась, то допускалась. Солнечное Божество и Ярило в этом плане составляют скорее противоположность - но не враждебную, антагонистическую, а взаимно дополняющую друг друга - как, соответственно, аполлоническое и дионисийское начало в Древней Греции. Главные праздники Ярилы - в конце апреля и в начале июня - плохо соотносятся с солнечным культом.
Русский язык сохранил множество слов, родственных имени Ярило, что является куда более серьезным свидетельством древнего почитания этого бога. Мало того, однокоренные слова встречаются и в родственных языках, относящихся и к индо-европейской, и к общеславянской группам. Топонимы также сохранили память об этом боге буйства энергии природы.
Ярь - это весна, зелень, вешний хлеб, желание, похоть, ярец - май, яр - жар. Слово «ярь»-весна схоже с немецким (yahr), английским (year) обозначением года, отсюда же греческое «эра». Переярок - волчонок, переживший одну весну, а овечка, пережившая весну, - ярка. Яро - шибко, быстро, скоро, ярун - похотливый (или токующий тетерев, или бык-производитель), ярость - гнев и похоть, яриться - чувствовать похоть, сербское слово «ярич» обозначает любовный жар. Греческое слово «эрос» и латинское «эрекция» родственны имени русского Бога. В Костроме есть Ярилово поле, под Кинешмою была Ярилова роща, у Плещеева озера - гора Ярилина плешь, село Ерилово в Дорогобужском уезде, урочища Яриловичи в тихвинском и в валдайском, Ярилова долина около Владимира, и так далее и тому подобное. Личное имя Ярун встречается в летописи, Ярило как имя человека - в документах московской эпохи и в берестяной грамоте XII века из Старой Русы. Сохранилась и загадка: «Выскочил Ярилко из-за печи, начал бабу ярить - только палка стучит» (ответ, если кому любопытно, - метла). На праздниках Ярилы, на вопросы этнографов, что, мол, это за Ярило такой, празднующие отвечали: «Он (Ярило) любовь очень одобрял».

Но если встреча Ярилы весной была вполне пристойным действом, то буйные праздники в честь Ярилы летом по части разгула не уступали прославленной множеством писателей и сценаристов Купальской ночи (на которую кое-где и приходились). Вот в связи с одним из таких празднеств и были произнесены слова, которые некоторые теперь считают свидетельством того, что Ярило начали почитать чуть ли не только в 18 веке.)))
В личку просьба не писать, я ушла с этого форума.

Старожил
Сообщения: 1908
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 15:22
Репутация: 0
Пол:

Re: Ярило

Сообщение Ashera » 25 мар 2012, 22:21

Ярило - наглядный пример искажения истории в угоду религиозно-политическим целям.
Первые мимолетные упоминания о Яриле были обнаружены в летописях 980 года в связи с описанием реформ Владимира. Как можно понять, Ярила наравне со Стрибогом, Даждьбогом и другими был одним из антропоморфных богов, почитаемым в некоторых восточнославянских общинах, как одно из проявлений Рода.

Т.е. каждый из богов не был общеславянским. Об этом я уже писала. Каждая община почитала своих богов, называя их своими именами, приписывая им свои какие-то индивидуальные черты в зависимости от того, чем занимались люди этой общины-рода. В последствие, во времена двоеверия, люди стали "систематизировать" славянских богов по "личностным характеристикам", разделяя их на хороши и плохих. Это происходило уже под влияние христианской религии, навязавшей понятие добра/зла.
Вы делаете вид, что говорите правду - я делаю вид, что верю.

Старожил
Сообщения: 2371
Зарегистрирован: 27 ноя 2011, 20:10
Репутация: 157
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Ярило

Сообщение Jaine » 26 мар 2012, 15:37

Ashera писал(а): Первые мимолетные упоминания о Яриле были обнаружены в летописях 980 года в связи с описанием реформ Владимира.
Вот я и спрашивала:
Jaine писал(а): Если найдены более ранние упоминания этого персонажа, сообщите.
Только поконкретнее, где можно ознакомиться.
Ashera писал(а):
Т.е. каждый из богов не был общеславянским. Об этом я уже писала. Каждая община почитала своих богов, называя их своими именами, приписывая им свои какие-то индивидуальные черты в зависимости от того, чем занимались люди этой общины-рода.
Ага. Где-то под Костромой почитали некоего Костобруньку( :smile: ) Если бы духовная особа, причисленная в последствии к лику святых, пожурила почитателей этого персонажа, возможно у нас был бы несколько иной пантеон "славянских богов". :grin:
Сто подлецов и двести трусов мой тревожат покой —
Но быть врагом, однако, надо уметь.
А ваши кости просто хрустнут под моею ногой,
Вам принеся вполне бесславную смерть.

Посетитель
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 03 апр 2009, 19:18
Репутация: 0

Re: Ярило

Сообщение Feay » 28 мар 2012, 15:00

Ярило - бог весны, яри, плодородия у малороссов. У восточных славян, например во Владимирской губерни, его знали под именем Ладо/Лад. В костромской области он был Костобрунькой, у белоруссы его знали под именем Любчик. (источник дореволюционные сборники).

Новичок
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 11 окт 2010, 00:29
Репутация: 0
Пол:

Re: Ярило

Сообщение Candiman » 02 апр 2012, 00:44

мда предки дураками не были

Иногда заходит
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 14 ноя 2014, 22:13
Репутация: 0
Пол:

Re: Ярило

Сообщение alexander_414 » 09 дек 2014, 22:40

Ярило - это воплощение конкретного представителя мира Прави в Явных и других мирах. В Славянских Ведах так и сказано, что он является младшеньким среди пантеона богов, однако он так же как все проходил развитие в мире людей и богов. Это само солнце (в примитивном понимании). А есть ещё Вивасван, которого путают с солнцем, хотя на самом деле это божество существ, которые проживают на солнце , и которое когда-то принёс часть Вед на Мидгард -Землю.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Пантеон славянских богов»