МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ

Славянские боги. Иерархия, характеристики, функции, обряды славления, требы и т.п.
Ответить
Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ

Сообщение Благодать19 » 02 ноя 2015, 23:42

Продолжаем познавать свою историю (корни). Надеюсь и эта статья будет интересна для вас)

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ

Вот что писал Трунов в 1869 году: «К земле народ питает уважение, называет её кормилицей, матерью сырой землёй, местом покоя родителей. При божбе клянутся ею: «Не взвидь я земли под собою, кормилицы». Сухою землёю засыпают раны от поруба и пореза, говоря, что «мать сыра земля улечит лучше великого знахаря и за леку не возьмёт»… Культ земли сохранился в своей древнейшей форме, это почитание без храмов, обрядов и даже без определённо выраженной идеи; в основе этого культа лежит сознание близости и зависимости от земли. Такое сознание присуще всем людям.

Изображение

КУЛЬТ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ

Землю славяне почитали не только в языческие времена, но и много веков спустя. Плодородие земли, её способность рожать хлеб и кормить людей делали её в глазах человека всеобщей матерью. Например, в заговоре, который читают при сборе лекарственных растений, чтобы они пошли на пользу, землю называют всеобщей матерью, а людей – её детьми:

Гой, земля еси сырая,
Земля матёрая,
Матерь нам еси родная!
Всех еси нас породила,
Воспоила и вскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила…

В поговорках и благих пожеланиях землю называют святой и считают её символом богатства: «Будь богат, как земля святая!» Она же – воплощение здоровья и чистоты. На Украине, например, до сих пор головную боль лечат землёй, прикладывая её к больному месту с приговором: «Как здорова земля, так бы и моя голова была здорова!» срарообрядцы перед едой, за неимением воды, моют руки землёй, приписывая ей не меньшую очистительную силу.

Почтительное отношение к Матери-Земле породило множество строгих запретов и предписаний, нарушение которых хотя бы одним членом земледельческой общины грозило возмущением оскорблённой стихии и наказанием всей общины неурожаем, голодом, смертью. Все эти строгости обусловлены тем, что Земля, как и женщина, в определённые периоды оплодотворяется, беременеет и разрешается от бремени урожаем. Например, до праздника Благовещения (7 июня ст. ст.) нельзя было копать, рыть, вообще трогать землю, вбивать в неё колья, разбивать колотушками комья и глыбы земли, потому что в этот период Земля беременна и, если потревожить её, она не сможет уродить хлеб.

Понимание Земли как женского организма встречается в одной из русских «заветных» сказок, где Земля сопоставляется с женским телом: груди – «сионские горы», живот – «пуп земной», «vulva» - ад кромешный. (Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. М., 1992, С. 92).
В свою очередь и женский организм сопоставлялся с плодоносящей землёй, как, например, в русской загадке о беременной женщине: «Посеял Бог пшеницу, этой пшеницы не выжать ни попам, ни дьякам, ни простым мужикам, пока Бог не пособит».

Изображение

ЗЕМЛЯ – СУПРУГА НЕБА

Украинцы полагали, что тот, кто бьёт Землю, бьёт по животу родную мать. Запрет бить Землю, трогать её и даже ходить по ней босиком на Троицу (Зелёные святки), когда, как полагали, Земля – именинница и должна отдохнуть от людей, существовал у восточных славян ещё в начале XX века.
Общие для европейских мифов представления о том, что Небо и Земля – супруги, что Небо оплодотворяет Землю дождём, и по истечении срока она разрешается новым урожаем, существовали и у славян. В одном из древнерусских заклинаний говорится: «Ты, Небо, отец, Ты, Земля, мать». Отголоски представлений о том, что Земля оплодотворяется дождём, можно проследить и в позднейших русских верованиях. На Севере, да и в некоторых других регионах, например, до сих пор считается, что если во время свадьбы идёт дождь, молодые будут счастливы в потомстве.

Изображение

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МАГИЯ

В восточнославянской сельскохозяйственной магии с глубокой древности сохранялись обряды, имитирующие соитие с землёй, для того, чтобы побудить её к рождению богатого урожая. Для этого из сельской общины выбирали многодетную пару (иногда – несколько), которая должна была на весенней ниве вступить в супружеские отношения.

Позднее супруги только перекатывались по полю. Символической заменой соития с землёй была нагота: начиная засевать поле, хозяин раздевался донага или хотя бы снимал штаны, чтобы обеспечить себе хороший урожай. С этой же целью ещё относительно недавно в России зарывали в землю изображение мужского полового органа.

Интересно, что согласно церковным постановлениям, мужчине запрещалось лежать ничком на земле, поскольку этот поступок рассматривался как блуд с землёй. Так, в церковном уставе, определяющем наказание за те или иные прегрешения, читаем: «Если же отца и мать лаял или бил, или на земле, лежал ниц, как на жене играл, 15 дней епитимии». Об этом же говорится и в исповедальной формуле: «Согрешил, ниц лёжа на земли…глумом подобие блуду сотворил» (Успенский Б.А. Избранные труды. Т.2. М., 1994. С. 70).

Изображение

БУДЕТ ЗЕМЛЯ ЯКО ВДОВА

Древнеславянское почитание Земли оказало большое влияние на поклонение Богородице в христианстве в более поздний период. В народе говорили, что у человека три матери: «Первая мать наша – Пресвятая Богородица, которая родила Спаса всего мира. Вторая мать наша – Земля, ибо от земли созданы и в землю паки пойдём. Третья мать наша – та, которая в утробе нас носила и по рождестве нашем нечистоту обмыла…»

Многие элементы почитания Земли были перенесены на Богородицу. Когда, например, во время засухи 1920-1921 годов крестьяне, отчаявшись, пытались разбивать комья засохшей земли, женщины останавливали их, утверждая, что они бьют саму Пресвятую Богородицу. По той же причине запрещалась матерная брань – в ней видели оскорбление не только женщины, но и одновременно Земли и Богоматери: «Матерно ругаться грех, ты мать сыру землю ругаешь, потому что мать сыра земля нас держит, матерь Господняя в землю проваливается от этой ругани…» В одном из духовных стихов сам Христос запрещает матерно браниться, грозя, что земля обидится и не будет давать плодов – «будет земля яко вдова».

ПРОСТИ, СТОРОНА-МАТЬ!

Поскольку земля считалась общей матерью, а в христианскую эпоху часто ассоциировалась с Богоматерью, в некоторых русских еретических сектах было принято каяться в грехах не священнику, а Земле. Константинопольский патриарх писал об этом: «А кто исповедается к земли, то исповедание несть ему исповедание (то есть, не считается исповеданием): земля бо бездушная тварь есть, и не слышит, и не умеет отвечать». Но это не помогало. Земле не только исповедовались в грехах, её молили об исцелении от болезней, приносили ей в дар пищу. Так, больные лихорадкой отправлялись на то место, где к ним, по их мнению, пристала болезнь, сыпали на землю крупу и говорили: «Прости, сторона-мать сыра Земля! Вот тебе крупиц на кашу!»

Изображение

КЛЯТВА ЗЕМЛЁЙ

Земля считалась чистой, святой стихией, поэтому ею клялись в знак нерушимости и верности своего слова. Если возникал спор о том, где должна проходить граница земельных владений, один из спорящих клал себе на голову кусок земли, вырезанной вместе с дёрном, и шёл там, где, как он считал, должна проходить верная граница. Считалось, что лжесвидетеля Земля задавит, и потому такое показание обретало силу доказательства. Иногда в подобных случаях землю клали в рот, на спину, за пазуху и произносили: «Пускай эта Земля меня задавит, если я пойду неладно».
О том, что в Древней Руси клятва землёй служила доказательством при решении подобных споров, говорит и текст XI века, изобличающий языческие суеверия: «и дёрн отрезанный на главе покладя, присягу творит». Более поздние свидетельства о клятве землёй встречаются в одной из вологодских писцовых книг XVII века. Так, во время суда по поводу спорной межи истец, некто Олешка, «положа земли себе на голову, отвёл той пожне межу. И в суде дана им вера». Во время другого спора «монастырский служка Пронька Михайлов, положа земли на голову, ту спорную землю обошёл, и межу им впредь учинили, куда шёл Пронька Михайлов». (Афанасьев А.Н. поэтические воззрения славян на природу. Т.1.С.147-148).

Вера в нерушимость клятвы землёй была так сильна, что при составлении государственного генерального земельного плана 1744 года решение спорных вопросов «с землёй на голове» принималось как вполне законное. Силой доказательства обладал также обычай целовать землю и съедать комок земли. Человек, подозреваемый в поджоге, краже скота или другом тяжком преступлении, мог оправдать себя, проглотив комок земли или поцеловав землю перед мирским судом. С него сразу снимались все подозрения, потому что обманывать при клятве землёй не решались – лжесвидетель рисковал навлечь на свою голову страшные несчастья.

Изображение

ОБЕРЕГ НА ЧУЖБИНЕ

С культом Матери Земли связан древний обычай брать с собой родную землю, отправляясь в путь, уходя надолго из дома (например, на заработки) или переселяясь в другие места. При этом горсточку земли выгребали из-под печи, другую – из-под столба, на котором держатся ворота, а третью брали с перекрёстка дорог. Во время закладки дома на новом месте горсть родной земли высыпали под фундамент, полагая, что она защитит от напастей и поможет семье на чужой стороне.
Приезжая на чужбину, высыпали себе под ноги родную землю и, наступая на неё, говорили: «По своей земле хожу». Если же человек умирал на чужбине, хранимую им землю с родины сыпали в могилу, чтобы он лежал «в своей земле». Этот древний русский обычай печально напомнил о себе после 1917 года, когда, навсегда покидая страну, люди увозили в эмиграцию пригоршню родной земли.

О том, как проявляется связь с родной землёй в похоронном ритуале, можно судить по описанию похорон Ф.И.Шаляпина: «Под пение двух хоров гроб опускают в могилу, куда вдова и дети Шаляпина…бросают пригоршни сохранённой в семье псковской земли. За ними подходят чередой десятки никому не известных русских людей, бросающих в раскрытую могилу из маленьких мешочков священную для них русскую землю» (Успенский Б.А. Избранные труды).

Так же было и с генералом Белой армии А.Деникиным, завещавшим похоронить себя в русской земле. Умершего в 1947 году в Вене Деникина родные перевезли в закрытом гробу в Белград, где в это время уже существовала (и существует до сих пор) построенная усилиями эмиграции церковь Св.Троицы, в основание которой была насыпана сохранённая эмигрантами русская земля. Прах генерала был захоронен в Троицкой церкви – в символической русской земле, в соответствии с его завещанием (устное сообщение А.В.Тарасьева).

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Пантеон славянских богов»