МОКОШЬ - повелительница темноты

Славянские боги. Иерархия, характеристики, функции, обряды славления, требы и т.п.
Ответить
Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

МОКОШЬ - повелительница темноты

Сообщение Благодать19 » 09 окт 2015, 20:08

Изображение

"Макошь премудра мати покутна
Судьбы ведница веретенница
Нити кручены судьбы вручены
Коло верчены справно венчаны
Долей доброю дари вдостали
Недоль отведи рассей россыпью
Мать великая многоликая
Земля плодная родом родная
Святи полюшко честным хлебушком
Дажди мудрости своим детушкам
Да сил в моготу всяку животу!..."

Мокошь – третье языческое божество, чей культ уходит корнями ещё в праславянскую эпоху, единственный женский образ в древнерусской мифологии. Она – повелительница темноты, нижней части мироздания, а её имя наводит на мысль о мокроте, влаге, воде. Из дней недели Мокоши была посвящена пятница. И в этот день в деревнях не пряли и не стирали – из почтения к богине. Во многих местностях такой запрет сохранялся вплоть до начала XX века.

Мокошь – единственное божество пантеона князя Владимира, чей культ реально существовал в русской народной культуре ещё в течение веков после принятия христианства. Её образ, пусть и в изменённом виде, сохраняется в современной северорусской мифологии.

В старину на Руси Мокоши поклонялись на тайных женских собраниях, которые вели посвящённые жрицы. Об этом рассказывает рукопись XIV века: «…Мокоши не явно (т.е. тайно) молятся, да … призывая идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей жёны». О почитании Мокоши свидетельствуют вопросы, которые священник задавал на исповеди каждой женщине ещё в XVI веке: не творила ли она «с бабами богомерзкие блуды … не молилась ли вилам и Мокоши?» или: «Не ходила ли к Мокоши?»

Изображение

ВОПЛОЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ

Мокошь, изначально, по-видимому, являвшаяся божеством плодородия, представлялась христианским священникам воплощением всего тёмного, телесного, низменного. В древнерусских рукописях почитание богини приравнивается к блудодейству: «И Мокошь чтут и ручной блуд весьма почитают». Представление о Мокоши как о воплощении необузданной сексуальности сохранилось в русском языке. В подмосковных говорах словом «мокосья» называют гулящую женщину.

С утверждением христианского мировоззрения Мокошь, как и другие языческие боги, стала восприниматься как демоническое существо. Слово «мокоша» в ярославских говорах обозначает привидение, а словами «мокош», «мокуш» в некоторых современных говорах называют нечистую силу.

Мокошь обычно представляли в образе женщины с большой головой и длинными руками. Её образ можно встретить, например, в вышивках. До настоящего времени не выяснены основные функции божества. Вероятно, первоначально Мокошь была богиней воды, дождя и отвечала за плодородие. Но со временем образ Мокоши связался с традиционными женскими занятиями – прядением и ткачеством. Исследователи установили, что наименование богини восходит к индоевропейскому корню, означающему прядение.

Изображение

ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА БАБЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

Постепенно из космического божества Мокошь превратилась в «божество-пряху», покровительницу дома, от которой зависят судьбы его обитателей. Изучая олонецкие поверья, некоторые исследователи пришли к выводу, что Мокошь (Мокоша, Мокуша) – это «покровительница овцеводства, прядения и вообще бабьего хозяйства». Крестьянки боялись разгневать Мокошь и приносили ей жертвы. Требы Мокоши заключались в том, что при стрижке овец в ножницах на ночь оставляли по клоку шерсти.

Другие исследователи считают, что Мокошь – это, по-видимому, «женское воплощение водной стихии», а точнее – земли в единстве с водой. Она распоряжается влагой, плодородием, увеличением стад, «бабьим» домашним хозяйством; жизнью, судьбами людей.

Появляясь в избе по ночам, она прядёт оставленную без благословения кудель, - так считали на Вологодчине, в Новгородской области и поселениях, расположенных на берегах Онежского озера. Если Мокошь удавалось умилостивить, то она помогала пряхам и даже сама пряла по ночам. Нерадивую хозяйку Мокошь могла наказать: перепутать оставленную кудель или начать шуметь по ночам. Позднее некоторые функции Мокоши были переданы Кикиморе.

Наиболее подробно Мокошь (Мокуша) охарактеризована в поверьях Олонецкого края: «…когда шерсть из овцы сильно вылезает, «Ой, - говорят, - овцу-то Мокуша остригла». Иное спят, веретено урчит, говорят, Мокуша пряла. Ходит она по домам, да по ночам шерсть прядёт, да овец стрижёт; выходя из дома, она о брусок, о полати-то, веретеном и щёлкнет. Случается, что когда она недовольна, остригает немного волос и у самих хозяев».

Изображение

ОТ МОКОШИ – К ПАРАСКЕВЕ-ПЯТНИЦЕ
С принятием христианства веру в Мокошь стали преследовать. Придя на исповедь к священнику, женщина должна была ответить: «Не ходила ли еси к Мокуше?» В новой вере богиня Мокошь была заменена святой великомученницей Параскевой (Параскевией). Об этом свидетельствует любопытный случай, произошедший в Пскове в 1540 году. В город привезли новое изображение Параскевы Пятницы, но не икону, а деревянную резную скульптуру. Увидев её, народ пришёл в «великое смятение», поскольку счёл это за призыв к «болванному поклонению» (т.е. поклонению языческому идолу). Митрополит вынужден был успокоить людей специальным разъяснением. Поскольку все запреты на женские работы, прежде связанные с Мокошью, а потом «доставшиеся в наследство» св. Параскеве, приходились на пятницу, то эту святую в народе так и стали называть Параскевой Пятницей, а её образ приобрёл отчётливые черты языческого божества. В деревнях часто рассказывают былички о том, как Пятница наказывает женщин, нарушающих в этот день запреты на какую-либо работу, чаще всего запрет белить печь, расчёсывать волосы, а особенно прясть. Приходя к нарушительнице, Пятница колет её веретёнами или заставляет за одну ночь напрясть немыслимое количество пряжи.

Навязанная русским людям иностранная вера не смогла стереть из народной памяти языческие обряды. Молясь Параскевии, женщины продолжали приносить ей в жертву, как и Мокоши, первые снопы льна и первые вытканные куски ткани. В конце XIX века, приступая к работе, украинские пряхи совершали обряд Мокриды – бросали в колодец куски кудели и пряжу.

И, конечно же, напоминанием о древних жертвах богине является обычай кормления Пятницы, существовавший на Украине ещё в конце XIX века. В ночь с четверга на пятницу хозяйки застилали стол чистой скатертью, клали на него хлеб-соль, ставили немного каши в горшке, покрытом миской, клали ложку и ждали, что Пятница придёт ночью ужинать. Накануне дня св. Параскевы (28 октября по старому стилю) эта пища заменялась более праздничной – разведённым мёдом.
Связь с водой Мокоши происходит от внешнего сходства имени богини со славянским корнем «мокрый», «мокнуть». Данный женский образ является общеславянским, сопоставимым с образом Матери Сырой Земли.

Аватара пользователя
Посетитель
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 18 окт 2014, 01:26
Репутация: 16
Пол:

Re: МОКОШЬ - повелительница темноты

Сообщение Just_I » 09 окт 2015, 20:35

Можно поинтересоваться, откуда Вы берете эти статьи?
С уважением.

Да,я параноик. Зато пока живой.

Fac quod bonum tibi est et quid - Делай, что должен и будь, что будет.

Помните: агрессия кролика — это не ненависть к вам.

Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

Re: МОКОШЬ - повелительница темноты

Сообщение Благодать19 » 09 окт 2015, 21:55

У меня есть материал (старый очень) - пишу по нему. Компаную. Интересно же. Просто для души

Посетитель
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 11 дек 2013, 23:23
Репутация: 0
Пол:

Re: МОКОШЬ - повелительница темноты

Сообщение Lesia_P » 20 окт 2015, 13:22

Благодать19 писал(а):Накануне дня св. Параскевы (28 октября по старому стилю) эта пища заменялась более праздничной – разведённым мёдом.
Немного не поняла, когда празднуется День Макоши? И соотносится ли он со днем св.Параскевы? У меня в церковном календаре день св. Параскевы 27.10 по старому стилю или 10.11 по новому, на некоторых сайтай 28.10.
И нашла в одной статье вот такую информацию
Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние).
С уважением.

Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

Re: МОКОШЬ - повелительница темноты

Сообщение Благодать19 » 20 окт 2015, 13:55

Тоже больше склоняюсь к тому, что таких дней несколько (из календаря с др. моей темы 25 октября и 10 мая).
Я с Макошью не работаю пока (личные причины), но знаю, что она откликается хорошо в любой день)

Иногда заходит
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 28 сен 2015, 22:08
Репутация: 0
Пол:

Re: МОКОШЬ - повелительница темноты

Сообщение Pontifex » 01 ноя 2015, 00:18

Мокошь – третье языческое божество, чей культ уходит корнями ещё в праславянскую эпоху, единственный женский образ в древнерусской мифологии.
Благодатъ19 ...почему единственный...?!!! :shock:

Добавлено спустя 10 минут 50 секунд:
Я много слышал о том, что Макошь в одной из важной своей ипостаси- Богиня судьбы прядущая нить жизненного пути всех существ. Потому в день посвящённой Ей и не садятся за прялку, дабы не оскорбить Богиню.

Добавлено спустя 2 минуты 53 секунды:
Ну, а Владычица, так сказать "Тёмного Мира" скорее всего Мара.
Истина подобна сверкающему бриллианту с бесконечным числом граней, где каждая грань-это чья-то правда. И тот, кто очарован своим сиянием, не видит всего величия и великолепия в целом.

Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

Re: МОКОШЬ - повелительница темноты

Сообщение Благодать19 » 01 ноя 2015, 11:58

Скорее всего потому, что ее воспринимали как обычную женщину. А Мара - это смерть. Лада -любовь и красота. Наверное так, кто же сейчас разберет, почему так раньше считалось. Так мало информации дошло... все собирается по крупицам.

Ответить

Вернуться в «Пантеон славянских богов»