Мара или попросту Смерть

Славянские боги. Иерархия, характеристики, функции, обряды славления, требы и т.п.
Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

Мара или попросту Смерть

Сообщение Благодать19 » 07 окт 2015, 21:18

Изображение

"Чур! Чур! Чур! По-за море ходити мару-мати величати
Марушка возвелика не отврати своего лика
Во яви явися ныне очи горе воздыми
Даруй не худо а благо чтущим тя многовсяко
Чарами чаруй чудно величайся Мара подспудно
Водою мертвой зимою отрубленной головою
Чтись молениями людскими приди за словами сими
Не худмя приди а лепо до кола со нашей требой
Из ина во яви стати величайся Мара-мати!
Гой! Черна мати! Гой-ма!..."

МАРА
Одно из самых таинственных, «смутных» и, по-видимому, древних существ в поверьях русских крестьян, зародившихся на основе языческой мифологии. Этот образ трактуется в различных источниках как призрак, видение; дух в образе женщины, появляющийся в доме (реже – вне дома), или попросту Смерть. Известно несколько вариаций имени Мары – Мара (с ударением на последний слог), Марена (с ударением на второй слог), Маруха, Марушка, Мора (с ударением на первый слог).

Мара – дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но почти всегда с длинными распущенными волосами. На Ярославщине Мару представляли красивой девушкой в белом. По поверьям Тульской губернии и Олонецкого края, Мара «черна», одета в рвань и даже космата: «Детей раньше Бякой да запецельной Марой пугали, оденут шубу вверх шерстью и говорят: «Вот Бяка или запецельная Мара идёт». (Онеж.).

В некоторых местах Мару уподобляли Кикиморе: она незримо обитает в избе, чаще всего за печью, откуда и названия «Мара запечельная, запечная». В Карелии, например, говорили: «Мара волосатая сидит в дому за печкой». Согласно поверьям псковичей Марушка, подобно другим духам, проказящим в доме, незаметно похищает вещи.

Становясь видимой по ночам (как и оставаясь невидимой), Мара допрядает (или рвёт, путает) кудель, пряжу, не благословлённые хозяйками (Вологодская, Олонецкая, Тульская губерния). «Как всю пряжу не выпрядешь, Мара за ночь всё спутат» - говорили в Карельском крае.
Крестьяне Калужской губернии верили, что Мара шьёт и прядёт в лунные ночи; но делает это «не к добру». Мара опасна для детей: на Вологодчине, как и в некоторых других районах России, «бабкой Марой», «запечной Марой» пугали ребятишек.

«Ходит як Мара» (Смол.); «Мару побачил» (Брян.); «За печкой Мара черным-черна» (Тульск.); «Мара – как человек. Оставят прялку ночью, так Мара прядёт (Волог.); «На ровнице Мара сидит, волосы свои расчёсывает» (Онеж.); «А баенщик в байне (бане) живёт, водник в воде, а есть ещё запечная Мара – то тоже в доме живёт, может, за печкой, а может, ещё где» (Онеж.).

Существа, аналогичные Маре, духу, являющемуся в доме, есть в поверьях многих народов. Сходны и названия подобных существ, восходящие, по-видимому, к единому корню. Это Мара украинцев – «призрак, привидение, злой дух»; Мора сербо-хорватов – «домовой»; Мора у чехов – «кикимора, кошмар»; Жмора поляков – «кошмар». Древнесеверное «Мара» означает «домовой, дух-мучитель»
По мнению И.М.Снегирёва, исландское mara, marra, английское nightmare (буквально переводится «ночной кошмар»), чешское morusi значит «кикимора, пастень», мучающий людей во время сна (Снегирёв, 1838).

Согласно имеющимся на сегодняшний день материалам, Мара русских поверий не столько воплощённый ночной кошмар, сколько воплощённая судьба, «божество-пряха», вещающее перемены в судьбах обитателей дома, а также губительный для детей призрак.

Добавлено спустя 1 минуту:
Изображение

ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ

Мара – призрак, привидение, мираж – может появляться не только в доме. Это и «злой дух, присутствующий везде» (Вятск.), и «злое существо, воплощающее смерть»; призрак (Курск.). Слово «мара» означает также «туман», «мгла, марево»; «туман с воздушными призраками» (Олон.), а в некоторых районах России – «гибель». Мора – «мрак, тьма» (Волог.), «привидение» (Сарат.); морок, морока – «призрак; мрак, облако, туман» (Курск., Сарат., Колым.), «помрачение рассудка».
В этих своих ипостасях Мара, Мора схожа с Белой женщиной (девушкой в белом одеянии) – видением в облике высокой женской фигуры в белом. Такое видение может возникнуть повсеместно и предвещает несчастья, воплощает смерть.

Белая (баба, девка, женщина) – явление смерти в образе женщины, девушки; покойница; предвестница несчастья; видение, призрак, угрожающий жизни человека. Долгое время считалось, что женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрёт. В рассказе начала XX века из Архангельской губернии явление женщины в белом предшествовало кончине молодой девушки. «Предвестница в белом» - один из самых популярных персонажей поверий во многих российских губерниях вплоть до XIX-XX веков. Часто в народных повествованиях одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее. Вот один из таких рассказов:

«Слух пустил кто-то, будто один шофёр ехал, вдруг машина резко остановилась. Он видит, женщина идёт. Одета во всё белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.
- А как купишь, сюда приезжай. Потом рассчитаемся.
Он съездил, купил. А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Вышла та же женщина, спрашивает его:
- Купил? – Он отдал материал. – Что хочешь теперь проси, всё исполню.
Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:
- Война будет?
Она отвечает:
- Войны не будет».
Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», явилась, судя по их рассказам отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина… и всё голосом читает. Высо-о-окая - высо-о-окая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка помер. Вот мама всё говорила, что это Смерть ему пришла». (Новг.)

Добавлено спустя 53 секунды:
Изображение

СУДЬБА И СМЕРТЬ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в белом одеянии. Белый цвет в одном из своих основных значений – цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь – она же может её и отнять. В поверьях ряда губерний России образ белой женщины связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчёсывает себе волосы».

Женщина в белом появляется и у проруби: «…Мы только подошли – стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Всё у неё горит около головы так. У этой проруби конский стоит и грозит пальцем: Вы знаете, что ночью на прорубь ходить нельзя?» Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи». (Из восточно-сибирских быличек).

Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыко крестьян. В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над этим курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».

Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала; или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал». Воронежская губерния, Селиванов, 1886).
Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одновременно принимающих женское обличье персонажей типа Мары или Русалки, образ Белой женщины всё же наиболее устойчиво соотнесён с предзнаменованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу невысокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказал встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель. В рассказах сельских жителей конца XX века Белая женщина чаще всего не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды.

Добавлено спустя 51 секунду:
Изображение

ТУМАН И МАРЕВО
На Ярославщине Марой именовали Полудницу – дух полдня в облике женщины; существо, вызывающее крик и бессонницу у детей. В южных и юго-западных районах России Мареной называли и чучело (куклу, дерево, ветку), сжигаемое, разрываемое или потопляемое в реке во время празднования проводов зимы, а также в ночь на Купалу. Такое чучело могло, по видимому, воплощать уходящий отрезок времени – зиму (смерть), весну – или божество, связанное с плодородием, растительностью, соотносимое и с Русалкой, Ведьмой.

Образ Мары в русских поверьях, таким образом, очерчен не вполне определённо и «осколочно» проявляет себя в различных ипостасях. Устойчивыми признаками этого образа остаются его призрачность, влияние на судьбы людей, а также способность Мары – «тумана и марева» - появляться только в определённое время – ночью или, напротив, в полдень, либо в «полдень года» - во время летнего солнцеворота или в период созревания хлебов, «на переломах» года (смена зимы и весны), и на «переломах» человеческой судьбы (жизнь – смерть).

Попытки так или иначе трактовать образ Мары предпринимались неоднократно. «Наиболее вероятна связь слов с корнем «мар» с глаголами «манить», «Маять» или с образованием от корня «mr» (санскрит «mrtis», латинское «mors», славянское съ-мъръть) (Черепанова, 1983). В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагают, что в образе Мары отразился древний прототип, «связанный со смертью и водой – морем» (Иванов, Топоров, 1974). «Мара, Мора первоначально значило «болото, стоячая вода»…что сопрягается с мотивировкой Мокоши от «мок» - «сырое, болотистое место». Значит, и та и другая – обитательницы сырых мест» (Мокиенко, 1986).

Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Изображение

РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ

Ряд исследователей видит в образе мары сложное сочетание «смерти, рождения и плодовитости». Так, О.А.Черепанова считает Мару олицетворением судьбы, рока, но подчёркивает и её традиционную для ряда русских женских мифологических персонажей связь с домашними работами, влагой, плодородием.

Можно предположить, что Мара – это и своеобразная персонификация разных световых состояний мира, универсума в женском облике: она и марево (полдень, полдневный зной), и мрак (ночь, тьма, морок). Некоторым основанием для такого предположения могут служить неразрывная связь появления Мары с определённым временем суток, а также рассуждения о возможном «противоположном» развитии слов единого корня «мар». «От корня слов «мар» - жар солнечный, марить, о солнце: жарить, марный, жаркий, происходят и маряный, розовый, багровый ( «вечер маряный», когда небо покрыто розовыми облаками, «заря маряна» - ясная, красная – Южно-Сибирское), и марать, собственно чернить… (чешское Muriena, смерть, зима, по отношению чёрного цвета к смерти, морить)» (А.Потебня, 1914).

Другие исследователи объединяют в своих трактовках Мару-универсум и Мару-судьбу, Мару-женщину и Мару-дерево, полагая, что в мифологическом мышлении судьба, доля человека может представлять собой «долю», часть универсума (подобного ему) и быть отдельным существом (двойником, огнём, растением). «То она (доля) Мара, душа и человека и растения. На этом образе заложена вся будущая так называемая майская обрядность. «Май», означающий зелень, сжигается, топится, вешается; он представлен в виде дерева, соломенного чучела, куклы…» (Фрейденберг, 1978).

Как мы видим, образ Мары предполагает множественность трактовок: Мара – смерть, море, мир, мрак; душа, доля, то есть, и конец, и источник бытия; существо, наделённое универсальной властью, особо влияющее на жизнь и судьбы людей. Думается, что в поверьях XIX-XX веков всё это составляет не столько определённо очерченный образ, сколько комплекс воззрений, обнаруживаемый в основе представлений о целом ряде женских мифологических персонажей (Кикимора, Удельница, Мокуша, Белая женщина и т.п.).

Некоторая расплывчатость представлений о персонажах типа Мары может быть связана и с особой, по поверьям, формой проявления высших сил, определяющих судьбу человека. Форма материализации таких сил, видимо, связывается с состоянием морока или марева в облике колеблющейся высокой белой фигуры, как бы проступающей из универсума и персонифицирующей его. «Мара-видение» доминирует и в поверьях XIX-XX веков. Отметим также, что имена типа Маринка (фонетически сходные с именем Мара, Марена) в русской фольклорной традиции устойчиво закреплены за ведуньями, ведьмами.

«Хотя исторически истоки корня «мар» очень глубоки…в языковом сознании XVIII-XX веков наименование Мара в применении к различным персонажам находится в непосредственной связи с широким значением «привидение», «мерещиться», представленном как в глагольных, так и именных образованиях»; Мара – «наваждение, призрак, привидение» (Даль, 1881); «марить» - «отуманивать, одурять», «маркосить» - «мерещиться, мелькать, неясно видеться впотьмах» (Черепанова, 1983). Однако при многозначности и даже всезначности подобных «образов-призраков» Мара и сходные с ней существа в русских поверьях более всего проявляются как доля, судьба, а также наваждение, смерть.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 4115
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 16:12
Репутация: 1028
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Тамара Витальевна » 08 окт 2015, 00:39

Вообще то,пряжу прядет Макошь.А не Мара.

Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Благодать19 » 08 окт 2015, 08:31

Меня это тоже слегка удивило. Но, возможно, подразумевалось, что жизнь человеческая - это нить, что Мара может отсечь.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 4115
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 16:12
Репутация: 1028
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Тамара Витальевна » 09 окт 2015, 01:13

В том то и дело,что именно Макошь имеет право перерезать нить...А Мара-она царица царства Мёртвых.Она принимает,но не прерывает жизни людей.

Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Благодать19 » 09 окт 2015, 19:58

Ну, чтобы не путаться - кину еще одну свою статью о Макоши)

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение zemleroika » 22 июл 2018, 14:16

Тамара Витальевна писал(а):
09 окт 2015, 01:13
В том то и дело,что именно Макошь имеет право перерезать нить...А Мара-она царица царства Мёртвых.
Дело в том, что таких подробных сведений про верования восточных славян не сохранилось.
А что касается западных славян тамошнюю Маржану отождествляли с Церерой.
Что же касается пряжи, то фольклоре прядёт и кикимора, и русалки, то есть по сути все женские персонажи.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 4115
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 16:12
Репутация: 1028
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Тамара Витальевна » 23 июл 2018, 00:43

Основа верований славян единая, не смотря на стороны света.

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение zemleroika » 25 авг 2018, 18:50

Тамара Витальевна писал(а):
23 июл 2018, 00:43
Основа верований славян единая
основа верований вообще едина. Но у разных групп славян зафиксированы разные названия божеств. Конкретно у восточных - про такое божество "Мара" вообще неизвестно.

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 4115
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 16:12
Репутация: 1028
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Тамара Витальевна » 25 авг 2018, 22:47

zemleroika писал(а):
25 авг 2018, 18:50
Тамара Витальевна писал(а):
23 июл 2018, 00:43
Основа верований славян единая
основа верований вообще едина. Но у разных групп славян зафиксированы разные названия божеств. Конкретно у восточных - про такое божество "Мара" вообще неизвестно.
У Мары много имён.

Аватара пользователя
Старожил
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 22 июл 2016, 23:43
Репутация: 1962
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Kalin_ka » 25 авг 2018, 22:55

Благодать19, Тамара Витальевна здравствуйте )
Благодать19, спасибо за тему.
Можно вас попросить выложить ритуал знакомства с Марой?
За то, что он возлюбил Меня, избавлю его;
Защищу его, потому что он познал имя Мое.




Интервью со мной в Журнале ТМ №27 Здесь

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение zemleroika » 25 авг 2018, 23:02

У Мары много имён.
Мара - буквально означает привидение, призрак. Да у слова привидение много синонимов в славянских языках, и на другие языки оно переводится.
Нет данных о том, что так какие-либо славяне называли "богиню смерти" или персонификацию смерти.

Аватара пользователя
Старожил
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 22 июл 2016, 23:43
Репутация: 1962
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Kalin_ka » 25 авг 2018, 23:06

zemleroika
А можно просьбу? Не устраивать и в этой теме тоже битву эрудитов. Не упоминать о карме, и не просить дать ссылки на авторитетные источники.
Пожалуйста.
За то, что он возлюбил Меня, избавлю его;
Защищу его, потому что он познал имя Мое.




Интервью со мной в Журнале ТМ №27 Здесь

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 4115
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 16:12
Репутация: 1028
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Тамара Витальевна » 25 авг 2018, 23:12

zemleroika
Если у вас нет данных, то у меня они есть. И меня это вполне устраивает. И мои источники у меня вызывают доверие.

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение zemleroika » 25 авг 2018, 23:15

Kalin_ka писал(а):
25 авг 2018, 23:06
Не упоминать о карме, и не просить дать ссылки на авторитетные источники.
Я ничего уже не прошу, написала то, что мне известно по теме. Не лично для кого-то, а в принципе для ее читающих.
Если вы считаете, что мое сообщение нарушает правила применением эрудиции, кнопочка жалобы справа)

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 4115
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 16:12
Репутация: 1028
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Тамара Витальевна » 25 авг 2018, 23:32

Марена (польск. Marzan(n)a, Śmiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) — в западно-[1] и в меньшей степени восточно-славянской традиции[2] женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены[3] или Мары[4][5] носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны[1].
Имя Марена упоминается в найденных в Великом Новгороде в 1997—2005 годах берестяных грамотах № 794, 798, 849, 955, датированных второй—третьей четвертью XII века. До открытия этих берестяных грамот наиболее ранним упоминанием Марены была «Польская история» Яна Длугоша (1455 год).
Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы[4]. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану (Marzyana) с римской Церерой[3]. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»)[3]. Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса[3],

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение zemleroika » 26 авг 2018, 00:08

Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану (Marzyana) с римской Церерой
Это то, что я и говорила выше. И это про Марену (Морану) и т.д. - западнославянскую богиню.
Есть растение марена красильная, и в славянских языках оно называется также как и эта богиня в соотв. языке (морена, маржана). Вряд ли это случайно совпадение и вряд ли это не ядовитое растение, известное тем что из корня добывали красный краситель, могло символизировать сугуб смерть и загробный мир. Двойственный символизм умирания и возрождения природы - вполне могло иметь, подобный символизму Деметры и Персефоны в греческой мифологии.

А то, что в украинском регионе чучело называли и марой и мареной - скорее всего смешение в результате того, что была Речь Посполита.

При этом про весенний обряд уничтожения чучела Длугош и Стрыйковский писали следующее:
И так в обширном государстве польских княжеств много их было крещено или возродилось из воды и приобщения к Духу святому. А польский люд был очень простой, грубый и упорный, из-за чего князь Мечислав гласно присудил и приказал везде объявить по городам и весям, чтобы каждый отдельный [его] подданный, как шляхта, так и всякого сословия люди под страхом смерти и лишения имущества в седьмой день марта месяца все крестились и так через крещение набожно приняли святую христианскую веру, а [языческих] идолов всех поломали. А Длугош и Меховский пишут, что и при их жизни отмечали память свержения этих идолов в тот день, когда это произошло, и этот [обычай] и ныне сохраняется в Великой Польше и в Силезии. Дети, например, в Средопостную неделю, сделав себе идола: женщину вроде Зевонии или Маржаны, то есть богини охоты Дианы, которой прежде поклонялись, и воткнув [ее] на длинную палку, носят или возят на возке, и жалостно поют, и воспевают [ее] один за другим. А потом сбрасывают с моста в лужу или в реку, и опрометью (wskok) разбегаются по домам, как бы [убегая] от идолов к истинной вере в Иисуса Христа.
И в России насколько я знаю марой или мареной это чучело не называли.

Про Мару сборник Славянские древности пишет следующее:
"Мара — наименование ряда мифологических персонажей, различных по своему генезису,
признакам и функциям. Этимология слова мара проблематична, как и родство корней mar- /*мор-. Лексемы с корнем *мар~ часто обозначают не персонифицированное мифологическое
существ, а нечто странное и непонятное, то, что мерещится, кажется, является в сновидениях, помрачениях ума, забытьи и других измененных состояниях сознания."

Т.е. связи с аграгрной символикой не прослеживается. Но и считать это образом смерти тоже нельзя.

Аватара пользователя
Учитель Школы ТМ Модератор
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 05 сен 2015, 19:20
Репутация: 239
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Благодать19 » 26 авг 2018, 09:31

Kalin_ka
Здравствуйте.
Знакомство с Марой надо проводить на кладбище.
Если Вас все ещё это интересует, то выложу обряд в другой теме.
Здесь просто теория, а там практика. Причём, практика очень серьёзная... Со смертью не шутят.

Аватара пользователя
Старожил
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 22 июл 2016, 23:43
Репутация: 1962
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Kalin_ka » 26 авг 2018, 09:37

Благодать19, доброе утро.
да, интересует. Благодарю @}->--
За то, что он возлюбил Меня, избавлю его;
Защищу его, потому что он познал имя Мое.




Интервью со мной в Журнале ТМ №27 Здесь

Аватара пользователя
Ветеран
Сообщения: 4115
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 16:12
Репутация: 1028
Пол:

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение Тамара Витальевна » 30 авг 2018, 14:22

Четко обозначенная женская сущность ритуального "пожара" заставляет вспомнить этнографические данные о ежегодном обряде сожжения соломенного чучела Мары, Морены, Костромы, Купалы, широко распространенного в славянских землях. Однако между костром в форме женской фигуры и женским чучелом, бросаемым в бесформенный костер, есть существенное различие в самой идее обряда: чучело Мары бросают в огонь (или в воду), символизируя человеческое жертвоприношение; в нашем же случае изображено некое хтоническое божество принимающее какие-то жертвы.
Главным возражением против этой гипотезы является несомненная однократность весьма торжественного обряда, произведенного в древнем Шумске. И "пожары", оставившие зольники, и костры, в которых сгорали небольшие соломенные куклы Купалы или Костромы, были ежегодными, обычными. Здесь же перед нами уникальный обряд, аналогии которому не находятся. 2. Вторым, и более естественным, является предположение о жертвоприношении по какому-либо особому, исключительному случаю: стихийное бедствие, засуха, эпидемия.
Эпидемия, мор, вполне объясняет и сочетание чучела-жертвенника с кладбищем и крадой возле него. Женское божество, поглощающее посвященные ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от "мор", "морить"), которое впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги. Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: "в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула"; "Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает" (иногда - "титьки её на грядке висят").
Двойником Бабы-Яги является Лихо Одноглазое: "Лихо олицетворяется в наших сказаниях бабой-великанкой, жадко пожирающею людей".( Афанасьев А. И. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1869, т. III, с. 591

Выдержка из Рыбакова.

Ветеран
Сообщения: 4311
Зарегистрирован: 09 фев 2010, 00:21
Репутация: 357
Пол:
Забанен: Бессрочно

Re: Мара или попросту Смерть

Сообщение zemleroika » 30 авг 2018, 14:50

Тамара Витальевна писал(а):
30 авг 2018, 14:22
чучело Мары бросают в огонь (или в воду), символизируя человеческое жертвоприношение; в нашем же случае изображено некое хтоническое божество принимающее какие-то жертвы.
Что символизирует сжигаемое чучело можно достоверно узнать только о тех, кто этот обряд основал или поддерживает традицию.
Тамара Витальевна писал(а):
30 авг 2018, 14:22
которое впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги.
Как бы это все домыслы Рыбакова. А Баба Яга далеко не однозначный образ. Все-таки надо бы читать что-то кроме Рыбакова и Афанасьева.

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Пантеон славянских богов»